«Незабвенный родитель наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в Санкт-Петербурге обширного музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния».
Этими словами начинается Указ императора Николая II об учреждении в столице Российской империи Русского музея. Указ был подписан 13 апреля 1895 года — ровно 115 лет назад.
Николай Второй выполнял волю своего отца, императора Александра Третьего. Но одновременно отвечал, что называется, на запросы всего российского общества. Такую мысль в интервью «Голосу России» высказала заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.
«Указ — это важнейший документ, который позволил открыться Русскому музею императора Александра Третьего — так музей сначала назывался. Но самое главное: это был указ о первом в России государственном музее. Соответственно, музей должен был представлять не вкус отдельного частного лица, а историю российского искусства — от самого его начала до современности, на тот период — до конца XIX века. Эта установка, существующая у нас до сих пор, легла в основу многих музеев, которые создавались затем в разных городах России», — отметила Евгения Петрова.
«Идея государственного музея, в котором была бы показана история русского искусства, витала в воздухе задолго до издания императорского указа, — продолжает Евгения Петрова. — Она появилась в начале XIX века во время войны России с наполеоновской Францией, но осуществилась сначала не на государственном уровне, а по частной инициативе. Известный коллекционер Павел Свиньин создал сравнительно небольшой частный «музеум» и назвал его Русским. Так что необходимость в том, чтобы в России, появился национальный музей, можно сказать, была всегда. Однако это не так просто сделать, и по-настоящему идея реализовалась только в самом конце XIX века».
Для того чтобы первые коллекции могли быть выставлены, император Николай Второй продал в государственную казну Михайловский дворец. В 37-ми его залах и была размещена экспозиция. Сегодня собрание Русского музея столь разрослось, что под его коллекции отдано четыре петербургских дворца и один замок. К музейному комплексу относятся и два садово-парковых ансамбля, в том числе — воспетый русской поэзией Летний сад с его беломраморными статуями.
А что касается художественных ценностей, собранных в нем, то ими восхищается весь мир. Русский музей, по просьбе разных стран, постоянно готовит выездные выставки. Только в нынешнем году в Греции уже увидели экспозицию «Архитектура как икона», в Италии — выставку «Царский стиль», работы знаменитых конструктивистов начала XX века Родченко и Поповой — в Испании, подборку полотен художников-авангардистов под названием «Виражи России» — в Бразилии. Путешествия ценных экспонатов совсем небезопасны для них, однако, у директора Русского музея Владимира Гусева особое мнение.
«Вещи не должны все время находиться только в фондохранилищах. Конечно, так было бы спокойнее, но на самом деле произведения искусства — как жемчуг: они должны «соприкасаться» с человеком, и тогда они начинают «светиться» и выглядят по-другому», — считает Владимир Гусев.
По высочайшему замыслу Русский музей должен был «представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России». Сегодня эта крупнейшая коллекция русского искусства достойно выполняет эту задачу.
Источник: Голос России