ВЕСТИ: На восточной окраине большой Европы, как уже окрестили Хабаровск, завершился 23-й саммит Россия-ЕС. Политики обсудили весь круг заявленных тем – от борьбы с финансовым кризисом до нового соглашения о партнерстве между Россией и Евросоюзом. Но главное – европейцы приняли два ключевых предложения Дмитрия Медведева: о создании Договора по евробезопасности и о реформировании Энергетической хартии. По крайней мере, они выразили готовность это обсуждать.
В Хабаровске был полдень, а в Брюсселе три часа утра, когда первые лица Евросоюза шли пешком к месту проведения саммита Россия-ЕС. Находившаяся рядом гостиница в данном случае давала дополнительное время для сна.
Сегодня – продолжение разговора, начатого накануне. И карта Хабаровского края в подарок Хавьеру Солане – это тоже в некотором смысле продолжение. Во время прогулки по Амуру высокий представитель по вопросам внешней политики, очевидно желая точно знать свое местоположение, спрашивал: “Где я?” Объяснений по лоцманским картам было мало, но теперь все стало понятнее. Река приехавших европейцев восхитила еще вчера, гостям кажется, что ее название звучит как любовь.
С Вацлавом Клаусом Медведев говорил по-русски. Причем не только в момент встречи. Клаус и на переговорах периодически менял английский на русский, чем только усугублял настороженность Соланы и Баррозу. Для высших европейских чиновников приехавший президент Чехии не самый желанный председатель ЕС. Они не забыли, что подписывать ключевой для реформы ЕС Лиссабонский договор Клаус не собирается. А на переговорах с Россией надо было говорить одним голосом.
То, что на пресс-конференцию пришли все, значило, что переговоры точно не провалились. Потом каждый из четверых оценил их как положительные. Степень успешности выяснялась по мере ответов на вопросы.
Первая проверка – энергетикой – до саммита представлялась безнадежной. Россия выступает за соблюдение прав не только потребителей энергоресурсов, но и производителей, и транзитеров. А еще за то, чтобы цивилизованно решать споры. Европа настаивала на соблюдении Энергетической хартии, где защищаются в первую очередь потребители.
“Россия не является участником Энергетической хартии и не собирается участвовать в Энергетической хартии в действующей сейчас редакции. Даже если бы мы были участниками этих соглашений, а Украина, кстати, является участником и Энергетической хартии, и Договора к Энергетической хартии, ну и что? Все, что хотели, то и сделали, наплевали на эту Энергетическую хартию и на договор к ней. Значит нужны какие-то другие инструменты”, – заявил Дмитрий Медведев.
“Я приветствую идею президента Медведева об актуализации Энергетической хартии с тем, чтобы наилучшим образом использовать те идеи, которые были высказаны Медведевым относительно новых правил в области энергетики. Мы считаем, что ряд этих предложений весьма полезен, и их необходимо обсудить”, – сообщил Жозе Мануэл Баррозу, председатель Европейской комиссии.
Эти слова Баррозу о предложениях Медведева, конечно, не выглядели стопроцентным согласием, но были явным шагом вперед. Но этот прогресс еще должен пройти проверку на прочность. В Евросоюзе, как выяснилось, есть те, кто хотел бы, чтобы Москва давала Брюсселю гарантии того, что проблем с транспортировкой газа через Украину не будет.
“Никаких заверений Российская Федерация не давала и давать не будет. Чего это ради? На нашей стороне никаких проблем нет. У нас все в порядке и с газом, и с исполнением наших обязанностей. Заверения пусть дает тот, кто обязан платить за газ. Если у украинской стороны есть деньги, ну и отлично. Однако у нас есть сомнения по поводу платежеспособности Украины, здесь вы правы. Что делают в такой ситуации партнеры? Партнеры помогают своим партнерам. Мы готовы помочь украинскому государству. Но хотели бы, чтобы значительную часть этой работы взял бы на себя также, может быть, и Европейский Союз, те страны, которые заинтересованы к надежности и безопасности энергосотрудничества”, – ответил на это президент России.
На прямой вопрос – профинансирует ли Европа модернизацию украинской газотранспортной системы – Баррозу отвечать не стал, как бы забыв вопрос. Но в зале не забыли, что перед этим саммитом Евросоюз провел встречу “Восточное партнерство” – это такая программа сближения ЕС с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.
“Пытались ли ваши европейские коллеги убедить вас, что “Восточное партнерство” ЕС не должно вызывать обеспокоенности России?” – спросили журналисты Дмитрия Медведева.
“Пытались убедить. До конца не убедили. Почему? Для нас пока не очень понятно, в каких формах все это будет протекать. Скажу откровенно, смущает то, что со стороны некоторых государств это партнерство воспринимается как партнерство против России. Я не имею в виду, конечно, руководство Евросоюза и наших партнеров, которые присутствуют за этим столом, речь идет о других государствах. Но вот мы не хотели бы, чтобы “Восточное партнерство” превратилось в партнерство против России”, – ответил глава российского государства.
Еще одной проверкой на прочность стал Договор о евроатлантической безопасности. Предложение Москвы – не решать задачу разрозненными блоками НАТО и ОДКБ – в ЕС до последнего времени комментировали неохотно, намекая, что это российско-американский вопрос. Но вот, кажется, произошла смена риторики.
“Инициатива президента Медведева была серьезно воспринята Европейским Союзом. Мы готовы ее обсуждать и участвовать в более детальных переговорах. Я надеюсь, что вскоре мы проведем совещание, на котором будет рассмотрен этот вопрос”, – пообещал Хавьер Солана, верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности.
Прогнозов относительно того, когда же будет подписан базовый российско-европейский договор, никто не делал, но и в затягивании процесса никто никого не обвинял. И в Евросоюзе, похоже, больше не вспоминают про свое предложение двухлетней давности – реже встречаться.
“Когда впервые это прозвучало, а это было несколько лет назад, то на встречный вопрос российской стороны – ну, мол, давайте посмотрим, с кого начнем пропускать председательство – ответа не последовало”, – рассказал Владимир Чижов, постоянный представитель РФ при Евросоюзе.
Хабаровск гости хвалили. А президент Чехии, как выяснилось, накануне успел еще и пройтись по городу.
“Наша встреча продолжает добрую традицию, вследствие которой расширяется представление, расширяется география саммитов между Россией и Евросоюзом. Хабаровск, как мы с вами вчера выяснили вечером, находится на восточной границе того самого общего пространства от Лиссабона до Владивостока, который принято называть Большой Европой”, – отметил Дмитрий Медведев.
В России подумаю, где провести следующий саммит, пообещал президент РФ. Гости дали понять, что будут ждать.
Решение любого острого вопроса – это всегда дело понимания. Возможно, понять Россию Европе будет проще как раз тут в Хабаровском крае, территория которого в десять раз больше территории Чехии и в девять раз больше Португалии. Тут тоже российские просторы, но границы не с Европой.