Русский гелий для адронного коллайдера. Работа БАКа невозможна без жидкого гелия, поставляемого из России

После почти двухлетнего простоя Большой адронный коллайдер (БАК) Европейского центра ядерных исследований выходит на проектную мощность. С помощью БАКа  ученые хотят экспериментально получить новые знания о строении материи и обнаружить таинственный бозон Хиггса.

Эту легендарную «божественную частицу», объясняющую, почему мир приобретает массу, исследователи рассчитывают открыть в 2011 году. Об этом в интервью «Голосу России» сообщил представитель Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) Фредерик Бордри (Frederick Bordry).

«Нам удалось устранить все проблемы в работе коллайдера, которые возникли вскоре после пуска всех частей ускорителя, — сказал Фредерик Бордри. — Проблема возникла из-за того, что одно из 10 тысяч медных соединений кабеля было не пропаяно, и из-за выделения тепла произошло следующее: жидкий гелий попал в вакуумную емкость, давление возросло, повредило около 50 секций сверхпроводящего магнита. Самое обидное, что мы тщательно проверили 10 тысяч соединений и обнаружили, что это было единственное».

В гигантском 27-километровом подземном тоннеле коллайдера разгоняются  в противоположных направлениях со скоростью, близкой к скорости света, и сталкиваются пучки элементарных частиц. Затем исследуется эффект от столкновений. Сейчас система работает на 50% мощности.

В марте удалось сгенерировать потоки частиц  мощностью 3,5 ТэВ — тераэлектронвольта. Один ТэВ равен триллиону электронвольт. Ещё немного, и ученые доберутся до вожделенного бозона Хиггса, названного так по имени профессора  Питера Хиггса, который в 1964 году разработал гипотезу, призванную объяснить наличие массы у элементарных частиц. Вселенная, согласно ей, пронизана незримым полем, состоящим из бозонов, с помощью которых материя обретает массу и форму. Когда элементарные частицы движутся сквозь такое поле, бозоны как бы прилипают к некоторым из них, увеличивая массу. Другие же пролетают свободно.

Пока существование бозона экспериментально подтвердить не удалось, и все надежды связаны с БАКом. «Мы надеемся, что после достижения пяти и выше ТэВ где-то в 2011 году мы бозон откроем. Но не следует ограничиваться только одной этой частицей. Рассчитываем, что после определенного порога мы достигнем области «новой физики». В этом случае будет открыто большое количество новых частиц», — утверждает Фредерик Бордри.

Стабильная работа БАКа возможна лишь при наличии значительного количества жидкого гелия. Без него нельзя добиться эффекта сверхпроводимости в коллайдере и охладить до температуры всего на 2 градуса выше абсолютного нуля 4000 тонн металла. Сейчас ЦЕРН почти на 50% работает на гелии из России, который производится  на предприятии «КРИОР» в Оренбурге  на оборудовании компании «Гелиймаш».

«Поставка жидкого гелия для обеспечения холодильного контура коллайдера и других церновских установок — это достаточно сложная техническая задача, — отметил в интервью «Голосу России» гендиректор компании «КРИОР» Вадим Удут. — Она требует комплексного решения и обеспечения жидким гелием, жидким азотом и постоянного сопровождения этих процессов».

Долгосрочный контракт на поставку этого продукта еще не истек, однако в ЦЕРНЕ думают о будущем и, вероятно, будут продлевать его и  расширять объем поставок из России.  Представители ЦЕРНА 21-25 июня побывали на предприятиях «Гелиймаш» и «КРИОР» и провели там переговоры о дальнейшей совместной работе.

Есть планы расширения сотрудничества с Россией и по другим направлениям, сообщил руководитель технологического отдела Центра ядерных исследований  Фредерик Бордри (Frederick Bordry): «Можно говорить о многовариантном сотрудничестве. С одной стороны, много российских физиков прибывает в ЦЕРН, чтобы участвовать в научных экспериментах. С другой — заключаются договоры с российскими организациями, в соответствии с которыми часть экспериментов проводится в России,  часть — в Швейцарии».

Работы на Большом адронном коллайдере только начинаются. Международный коллектив ученых, в том числе из России, приступает к разгадкам тайн Вселенной.

В Нидерландах открывается Русский центр

Русский центр открывается сегодня в библиотеке государственного университета города Гронинген на севере Нидерландов.

Инициатором этой идеи выступил российский фонд «Русский мир», который в партнерстве с ведущими мировыми образовательно-просветительскими структурами открыл уже более 50 подобных центров по всему миру. Например, в Китае и Украине функционирует по 4 таких центра, в Казахстане, Киргизии, Молдове, Южной Корее — по 3. В Нидерландах же это будет первый Русский центр.

Как сообщили в университете Гронингена, выбор пал на этот северный город, расположенный по голландским меркам довольно далеко от обеих столиц: официальной — Амстердама и политической — Гааги, поскольку именно местный университет славится своей сильной школой славистики, русской истории и современных российских исследований.

Университет, основанный в 1614 году, является одним из старейших высших учебных заведений в Нидерландах и крупнейшим университетом северо-востока страны. В нем обучается порядка 22 тысяч студентов, из них не менее 3 тысяч иностранцев. На филологическом факультете обучается порядка 700 студентов, а библиотека университета признана одной лучших в Голландии в сфере применения новых технологий.

В Русском центре будут проходить лекции, выставки, образовательные курсы, здесь будет предоставляться доступ к базам данных с информацией о России, к культурно-историческому и литературному наследию страны, методике и практике российского образования, современным творческим идеям и программам. Такие центры создаются фондом «Русский мир» в целях популяризации русского языка и культуры, поддержки программ изучения русского языка за рубежом, развития межкультурного диалога и укрепления взаимопонимания между народами.

В дальнейшем в Нидерландах планируется открыть еще один Русский центр на базе Лейденского университета, передает ИТАР-ТАСС.

Толерантность. Где граница, за которой уважение к чужим обычаям и традициям начинают угрожать национальной идентичности?

Эти вопросы обсуждаются на конференции по проблемам толерантности и недискриминации, которую проводит в столице Казахстана — городе Астане — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Президент Казахстана, выступая на открытии международного форума,  предложил  не только усилить роль ОБСЕ в современном мире, но и создать специальный институт по разрешению межэтнических и межрелигиозных проблем. Нурсултан Назарбаев убежден, что деятельность такого института будет способствовать налаживанию диалога между различными этническими  и религиозными сообществами и предупреждению конфликтов. Глава Казахстана привел в пример  Киргизию, где сейчас складывается достаточно сложная этническая ситуация. Недавний межэтнический конфликт в Центральной Азии показал:   недоверие, если с ним не бороться на международном уровне, может привести к сложному и напряженному конфликту, что угрожает стабильности не только региона, но и мира.

Тема религиозной и национальной толерантности во многом связана с растущей в странах Западной Европы исламо- и ксенофобией. Ношение паранджи и никаба законодательно запрещено в Испании. Аналогичные законопроекты подготовлены в Бельгии и Франции.

Запрет на строительство минаретов и мечетей введён в Швейцарии. В Нидерландах снимаются антиисламские фильмы. Почти во всех странах Европы существует дискриминация при приёме на работу выходцев из неевропейских стран. Столь жесткие меры европейцев связаны с боязнью потерять свою национальную идентичность под напором быстро растущих этнических общин, не желающих принимать нормы традиционной европейской культуры. Масло в огонь этнической и религиозной нетерпимости подливают террористические акты, которые время от времени потрясают Европу.

Вопрос баланса толерантности и интересов национальной безопасности стоит сейчас остро — и не только в европейских странах. Необходимо искать компромиссы, которые позволили бы совместить права и обычаи национальных меньшинств с законами государственной власти и интересами безопасности граждан, подчеркнул в интервью «Голосу России» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод:

«Вопросы ношения паранджи и национальной одежды — это тонкие и деликатные вопросы. С одной стороны, всё, что касается безопасности, это очень серьезно. И, вероятно, в людных и общественных местах верующие должны ходить без религиозного одеяния, чтобы не возникало никаких угроз и тревоги. Что же касается других мест, а тем более храмов, то верующие могут быть одеты в соответствии со своими традициями, обрядами и религиозными убеждениями».

По последним данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство жителей России не испытывает неприязни к представителям других национальностей. А из тех, кто признался в такого рода неприязни, только половина связывает это с угрозой терактов. Однако большинство граждан, утверждают социологи, раздражено тем, что «представители других народов не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России».

Мировое сообщество должно выработать принципы и механизмы, которые, с одной стороны, защищали бы традиционную культуру, а с другой — не допускали дискриминации национальных и религиозных меньшинств, уверен заместитель председателя Синодального отдела РПЦ по взаимоотношению Церкви и общества священник Георгий Рощин:

«Необходимо выработать некий «модус вивенди», при котором не будут ущемляться права верующих ни в ношении внешних религиозных символов, ни в совершении молитв в общественных местах, богослужений и, самое главное, жизни по вере не только в храмовой общине, но и на работе, и в школе. В этой связи, Русская православная церковь предпринимает большие усилия для налаживания диалога как с представителями конфессий, так и с представителями власти и общества — не только в России, но и в странах СНГ, а также на всей территории влияния РПЦ за рубежом».

В России пути решения назревшей проблемы ищут власти,  общество и религиозные организации. Один из таких путей — специальный курс Основы религиозной культуры, который вводится в российских школах. Его цель — с детства заложить принципы толерантности и уважения к национальным и конфессиональным особенностям других народов.

«Хореография» для танков на «сухопутном МАКСе». Первый международный форум «Технологии в машиностроении» открывается в Подмосковье

Настоящую ракету «Искандер» и «шоу танцующих танков» увидят посетители первого международного форума «Технологии в машиностроении-2010» (30 июня — 4 июля).

Масштабное мероприятие не случайно назвали «сухопутный МАКС» — оно будет проходить на той же площадке, где раз в два года проводится  всемирно известный аэрокосмический салон —  в подмосковном наукограде Жуковский.

Особый интерес для специалистов и зрителей представляет новейший спецполигон, на котором будет демонстрироваться различная бронетехника.  Заместитель директора форума  Владимир Советкин рассказал в интервью «Голосу России»: «Такого на российских выставках подобного уровня еще не было. Можно увидеть технику в статике, на стоянке, и тут же посмотреть ее ходовые качества. Потому что полигон спроектирован так, что на нем можно проводить реальные испытания и устраивать зрелищные мероприятия.

На стационарных открытых площадках будут демонстрироваться около 60 образцов техники, в том числе 23 единицы представлены Министерством обороны. Это техника, находящаяся на вооружении, — танки Т-90, Т-80, боевая машина пехоты, бронетранспортеры. В динамическом показе будут представлены  «КАМАЗы, Урал, ГАЗ — основные виды тяжелой колесной техники, производимые ведущими предприятиями. Всего в демонстрационных показах, в том числе в спецпоказе «Непобедимая и легендарная», примут участие тридцать шесть машин».

Особый интерес у зрителей и специалистов вызывает танк Т-90С,  имеющий мощное вооружение и высокую мобильность. Его масса почти на 9 тонн меньше, чем у французского «Леклерка» и немецкого «Леопарда», и почти на 11 тонн меньше, чем у американского «Абрамса». При этом Т-90С — самый низкий танк, что значительно увеличивает его «выживаемость» на поле боя.

Современные машины и легендарные танки Т-34 будут «танцевать». Организаторы обещают незабываемое шоу. Постановкой номеров занимается хореограф Большого театра Андрей Меланьин.

Помимо компаний из стран СНГ в форуме участвуют представители Германии, Индии, Иордании, Франции, Швеции, Швейцарии. В выставочной программе примут участие около 200 предприятий и концернов, в том числе входящих в госкорпорацию «Ростехнологии», которая, наряду с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, организует и проводит этот смотр.

Источник: Голос России

«Российское кино непредсказуемо». Официальный отборщик российской кинопродукции на Каннский фестиваль поделился с «Голосом России» своим взглядом на кинопроцесс в нашей стране

Июнь в России вот уже много лет проходит под знаком кино. «Кинотавр» — фестиваль российского кино в черноморском городе Сочи — месяц открывает, Московский международный  — завершает. Помимо этих главных смотров, проводится еще масса локальных, причем в разных регионах страны. Но вот фестивальная суета и волнения позади, можно подвести кое-какие итоги. Своими мыслями о состоянии  современного кино с «Голосом России» делится известный французский кинокритик, специалист в области восточноевропейского и, в частности, российского кино — Жоэль Шапрон. Он официальный отборщик российской кинопродукции на Каннский фестиваль, а в нынешнем году впервые был приглашен судить конкурсные картины на фестивале «Кинотавр». Выпускник русского факультета Сорбонны, Жоэль Шапрон прекрасно говорит по-русски, а его взгляд — не только на кино России — весьма любопытен.

Скачать Аудиоверсия интервью


 — Говорят, что вы знаете российское кино как никто другой.

-Ну  оценка, с одной стороны, очень почетна, а с другой, я, в общем-то, должен с ней согласиться, потому что очень редко кто в мире смотрит так много российского кино. Я смотрю больше 50-ти российских картин в год.

— Как знаток российского кино, поделитесь своим видением того, как оно развивается в последние годы и куда движется?

— Я вижу, как оно развивается, а куда движется, — не скажу, поскольку Россия, пожалуй, самая непрогнозируемая страна в мире, а вместе с ней и российское кино. Куда оно движется, я не знаю, а развивается — в двух направлениях. С одной стороны, развивается коммерческое кино, и это хорошо, на мой взгляд, потому что надо, чтобы люди смотрели и свое такое кино. И ваше коммерческое кино действительно собирает каждый год довольно большой бокс-офис.  Рыночная доля российских фильмов составляет больше 25-ти процентов чуть ли не каждый год. Это хорошо, даже притом, что этот бокс собирается не из 80-ти картин, а всего лишь из пяти-десяти. Но сам факт, что люди ходят на свое кино, очень важен. С другой стороны, развивается и авторское кино, которое на «Кинотавре» очень широко представлено и которое после едет на зарубежные фестивали. Правда, в основном прокате его мало.

— И как, по-вашему, российское кино выглядит на международной арене? Скажем так, есть ли у него сегодня свое лицо?

— Если есть лицо у российского авторского кино, это лицо довольно мрачного, темного, черного кино. Именно это кино ездит по всему миру… По одной простой причине: на наш взгляд, авторское кино по качеству лучше, чем коммерческое. Вот поэтому российское кино знают таким и не знают ничего другого. Но когда у меня спрашивают, почему вы такое кино отбираете, я говорю: потому что такое снимают. Это вопрос к продюсерам и режиссерам. Во Франции есть подобное кино, но его единицы. А здесь — поток подобных фильмов, и это что-то такое, что для меня необъяснимо.

— Каково вам было судить российское кино на фестивале «Кинотавр» в Сочи? Вы ведь в таком качестве в России впервые выступаете?..

— Собственно, моя работа в качестве корреспондента Каннского фестиваля отчасти и в этом заключается: я, по сути, оцениваю картины и даю свои рекомендации. Просто на «Кинотавре» это происходит в более узком кругу, но само общение с другими членами жюри, конечно, обогащает и дает возможность глубже понять картину.

 — Расскажите, пожалуйста, о готовящемся вами издании, посвященном истории французского кино в России.

—  Я пока его немножко отложил, потому что занялся изданием очень известного и престижного кинословаря мировой кинематографии. И тут я снова занимаюсь новым русским кино — наряду с польским, венгерским, — в общем, восточноевропейским. Это займет еще несколько месяцев, но в будущем я обязательно  вернусь к истории французского кино в России.

 —   Тогда насколько удачно, на ваш взгляд, она складывается?

— На мой взгляд, очень удачно. За исключением периода  перестройки, когда его здесь практически не было, потому что все было завалено довольно плохим американским кино. В целом же, французское кино всегда занимало в России очень высокую позицию — и в кинозалах, и в умах людей. Это видно и сейчас: мы показываем у вас до 40 новых картин каждый год! Плюс к этому фильмы издаются на DVD, их берут  телеканалы. То есть в этом отношении французское кино занимает сейчас особую позицию  в России — так же, как и в Советском Союзе.