В прошедшие выходные в Санкт-Петербурге – городе, радующем глаз нескончаемой галереей прекрасных видов – высадился целый десант: «капитаны» большого бизнеса, политические лидеры со свитами из экспертов и немногословных помощников, ну и конечно журналисты. Они съехались на ставшее уже ритуальным ежегодное собрание – Петербургский международный экономический форум.
Здесь, в торжественных и величественных дворцовых интерьерах, российское правительство (где выходцы из Петербурга составляют большинство) встречается с «человеком давосским» — существом, родившимся в годы свободно-рыночного бума девяностых и первой половины «нулевых», во многом вдохновившего и ухабистый путь самой России к капитализму.
Таким образом, как и подобает в родном городе Пушкина и Достоевского, наш рассказ получается «двухслойным». Первый слой – ситуация в мировой экономике, регулирование рынков и несовершенство системы «глобального управления». Другой касается самой России, и человеческих стремлений, которые не измеришь процентными пунктами, спредами по ценным бумагам и обменными курсами.
По первому слою пищи для размышлений было более чем достаточно. Уже под конец встречи, в субботу, поступило известие об очередном пируэте долгого танца Пекина вокруг ревальвации юаня – этот шаг был несомненно приурочен к предстоящему на будущей неделе саммиту «большой двадцатки» в Канаде. Впрочем, российский министр финансов Алексей Кудрин заметил на пресс-конференции, что эти действия Китая не слишком влияют на стоящие перед ним задачи.
А эти задачи поистине грандиозны. Президент Дмитрий А. Медведев, председательствовавший на нынешнем форуме, старался донести до участников мысль, вызвавшую явно позитивный отклик: мы изменились, нам нужны иностранные инвестиции, мы снизим налог на прирост капиталов, мы ищем новые решения. Много говорилось и о новом российском «наукограде», который Медведев – сразу после канадского саммита он отправится в США и посетит Кремниевую долину – хочет создать недалеко от Москвы.
Возможно, сорокачетырехлетний Медведев – именно тот человек, кто реально способен приобщить многих россиян к реалиям 21 века. Он смело ставит цель к 2015 году обеспечить 90% жителей страны доступ к Всемирной паутине, а 60% — к широкополосному интернету.
Впрочем, президент и его талантливые советники хотят не просто познакомить соотечественников с новыми технологиями. Они намерены также открыть границы и упростить визовые процедуры, чтобы, как выразился Медведев, иностранцы могли приезжать в Россию, осуществлять здесь свои мечты и найти «второй дом».
Пока что, правда, они стекались в Россию в основном чтобы сколотить состояния. И кое-кому это удалось – как нескольким иностранцам, так и представителям российской деловой элиты, давно оставившим позади «бандитский» капитализм девяностых. Теперь они живут в собственном «дивном мире» — отделенном от жизни простых людей и среднего класса такой же огромной дистанцией, как мир воротил Уолл-стрита от «новых бедняков» в Америке.
Чтобы подчеркнуть свою готовность «открыть» страну, – и прежде всего для Европы – Медведев закончил саммит дружеским обменом репликами с президентом Франции Николя Саркози. «Николя» и «Дмитрий» пообещали привлечь внимание «двадцатки» к их совместным рекомендациям в плане регулирования экономики. Затем они подписали целый ворох соглашений, окончательно закрепивших успех российской стратегии сепаратных сделок с европейскими державами, – сначала Германией, потом Италией и вот теперь Францией – затрудняющих ЕС выработку единой позиции в отношениях с Москвой.
Два года назад Россия неслась вперед на волне высоких нефтяных цен. Даже в сентябре 2008 года, после краха Lehman Brothers, хотя Кудрин, возможно и понимал, что происходит, публичная позиция правительства состояла в том, что все эти беды касаются лишь западных финансовых спекулянтов, а в их стране потребительский «пир» будет продолжаться. Зимой 2008-2009 годов наступило отрезвление, и российское руководство с помощью многомиллиардных резервов, отложенных на черный день во времена нефтяного бума, сумело пережить тяжелый год, когда ВВП России сократился на 8%.
Сегодня ситуация явно меняется к лучшему. Джим О’Нил — аналитик из Goldman Sachs и автор аббревиатуры «БРИК», обозначающей новообретенное экономическое влияние Бразилии, России, Индии и Китая – отмечает: он не удивится, если экономический Рост в России в нынешнем году достигнет 7%. Впрочем, О’Нил – не прекраснодушный идеалист: говоря о грандиозных планах Москвы, он напомнил, что в ходе кризиса, пока правительство бездействовало, фондовый рынок страны «просел» на 70%. «Говорить легко, — оговаривается он. – Надо дело делать».
Другой опытный специалист по России – немец Клаус Мангольд (Klaus Mangold) – высказывается еще жестче. В Германии (а эта страна – крупнейший торговый партнер России в Европе) он возглавляет влиятельный комитет по надзору за экономическими связями с Востоком. «Россия не может и дальше» опираться только на сырьевые ресурсы, без обиняков заявляет он: «Это тупиковая ситуация». Без притока европейских технологий и улучшения отношений с Европой все разговоры о модернизации так и останутся разговорами.
По мнению Мангольда, российские деловые партнеры, с которыми он контактирует, проявляют «все большее недовольство» действиями собственного правительства. Немецкие предприниматели, – больше, чем американцы, привычные к ведению бизнеса через государство, втихомолку сетуют на коррупцию и отсутствие правовых гарантий в России – несмотря на прекрасные отношения, скажем, между Владимиром В. Путиным и бывшим германским канцлером Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder).
Для иностранцев петербургский форум – удобная площадка, позволяющая одновременно встретиться со многими представителями российского руководства. Но даже кое-кто из этих русских в частных беседах отмечает, что не слишком понимают, зачем нужна эта конференция: встречаться и заключать сделки с иностранцами они могут и в Москве.
И здесь мы погружаемся во второй «слой» российской жизни, который не измеришь процентными пунктами. В Санкт-Петербурге – входящем в пятерку крупнейших городов Европы, но живущем совсем иными заботами, чем Мадрид и даже Варшава – главным событием минувших выходных был не экономический форум, а массовые гуляния школьников-выпускников.
В России деньги из-за коррупции зачастую расхищаются настолько, что финансовые потоки, к тому времени, когда они доходят до народа, превращаются в тоненькие ручейки. На сей раз, однако, городские власти не поскупились, устроив на петербургских набережных роскошное лазерное шоу и фейерверк. Выступить перед выпускниками пригласили знаменитый Cirque du Soleil. Улицы города, где в белую ночь было светло как днем, заполнили толпы подростков и других гуляющих.
Одним словом, форум стал приятным – по любым меркам – мероприятием в уникальном городе, где все еще бродят призраки революции и Ленинградской блокады. Однако если Медведев и его петербургская команда хотят добиться своей заявленной цели – модернизации России, им необходимо проявить поистине недюжинную энергию и изобретательность.
Источник: Голос России