“Миры” продолжают исследовать Байкал

Российские гидронавты продолжают исследовать Байкал с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Одна из самых важных задач этой экспедиции — изучение подводной сейсмогенной структуры озера.

Однако эта цель далеко не единственная. Российская академия наук считает крайне важным довести до конца подготовленную несколько лет назад комплексную программу изучения состояния озера, и большую часть исследований можно выполнить только с использованием «Миров». В ходе погружений ученые планируют исследовать флору и фауну озера, подземные грязевые вулканы, движение береговой линии и тектоническую активность на дне, что весьма актуально — в конце мая на глубине 10 километров под дном Байкала произошло средней силы землетрясение. Кроме того, гидронавты  собираются продолжить поиски археологических артефактов. Особенно их интересует район Кругобайкальской железной дороги, ведь согласно легенде, в 20е годы прошлого века там затонул золотой запас Российской Империи — так называемое золото Колчака.

Это уже третья экспедиция «Миров» на Байкал, напомнил президент фонда Содействия сохранению озера Байкал Артур Чилингаров на пресс-конференции.

«Нужно озеро, нужно его изучение. Это уникальное образование, российское достояние. Есть у нас закон о сохранении озера Байкал. Самое главное достижение — то, что мы продолжаем эти работы. Это было очень сложно. И ученые, и специалисты, и общественность, и все, кто живет рядом с озером, — все считали, что надо продолжить эти работы. Учитывая, что финансирования нет, и все эти работы выполняются только за счет спонсорских взносов, в этот период времени, с учетом кризиса, очень трудно было оставить эти глубоководные аппараты еще в одной экспедиции».

Для погружений на Байкале «Миры» пришлось немного переоборудовать. Основное — это подготовка экрана, который сможет поднять аппараты — они весят почти 20 тонн. О том, что собой представляют уникальные батискафы «Мир» рассказал командир аппарата Евгений Черняев.

«Миры — это подводные аппараты, которые могут погружаться на 6 тысяч метров и дает возможность погрузить трех человек разной специализации в зависимости от рода выполняемых работ, могут производить уникальные подводные работы. Сначала это были чисто научные исследования во всех областях — это биология, геология, микробиология — все, что можно по науке придумать под водой — все исследования проводились. Аппараты побывали во всех гидротермальных точках, фактически на всех гидротермальных полях, работали во всех океанах. Они оборудованы двумя мощными манипуляторами».

Аппаратов, которые могут погрузиться на шесть километров, во всем мире всего четыре. России принадлежат два из них. Правда, опытных подводных пилотов  очень мало. Однако стоит отметить, что члены команды, которые работают с аппаратами «Мир» — самые опытные гидронавты в мире. Они погружались и в экстремальных условиях Северного полюса, и работали с затонувшей подлодкой «Курск» и атомной подлодкой «Комсомолец», спускались к знаменитому «Титанику». Сейчас обсуждается вопрос привлечения «Миров» к спасению Мексиканского залива от экологической катастрофы — там надо залатать дыру в скважине, которая находится на большой глубине.

Пока же задачей номер один остается изучение Байкала. В предыдущие две экспедиции «Миры» открыли месторождения нефти и газа, и залежи газогидратов — топлива будущего. Вне сомнений, сведения, которые будут получены в ходе третьей экспедиции, помогут изучить само озеро и его пока необъяснимые феномены, такие как, например, светящиеся шары, которые взлетают из глубин Байкала, концентрические круги на воде и резкие климатические изменения.

Источник: Голос России

Московский международный кинофестиваль готов увидеть то, что Каннам кажется эпатажным

В одном из лучших кинотеатров российской столицы, носящем имя великого поэта  Пушкина, в четверг вечером торжественно открывается  32-й Московский международный кинофестиваль.

Среди  его гостей и участников, кто первым прибыл в Москву, культовые французские киномастера Люк Бессон и Клод Лелуш. Новый фильм месье Лелуша «Женщина и мужчины» откроет московский смотр, а новинка Люка Бессона «Невероятные приключения Адели Блан-Сек» закроет его. Кроме того, Бессон приглашен в Москву в качестве председателя жюри основного конкурса.

Такой реверанс в сторону французских кинематографистов, конечно, связан с проведением обменного Года России и Франции. Впрочем, столь выдающиеся имена сделают честь любому фестивалю, в любой год.

Как и имена создателей  французской ленты «Это начинается с конца», включенной в основной конкурс. Работу режиссера Михаэля Коэна и актрисы Эммануэли Беар не взяли на Каннский фестиваль: решили — чересчур эпатажная! Россияне же не побоялись, посчитав, наверное, что элемент эпатажности не повредит репутации Московского киносмотра.

Более того, добавили в программу — правда, внеконкурсную — совсем уж экзотическое киноблюдо: фильм «Дневник военнослужащей» из самой закрытой страны — Северной Кореи. Появление этой ленты на международном экране — из того же разряда, что и выступление сборной Северной Кореи на проходящем сейчас чемпионате мира по футболу.

Вообще же в конкурсную программу Московского кинофестиваля вошло 17 картин из стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. И, по мнению экспертов, мировой кинематограф сегодня объединяет тема «расставания с прошлым».

В польской любовной мелодраме «Розочка» прошлое — это 60-е годы, коммунистический режим. В немецкой картине «Берлин, Боксхагенер Платц» — те же 60-е, но ситуация  сексуальной революции. Как трактовать на этом фоне российский конкурсный фильм «Воробей», трудно сказать. Действие его происходит сегодня,  а главная мысль — призыв к состраданию, душевной чуткости — вечен.  Лента, снятая режиссером-документалистом из Сибири Юрием Шиллером, рассказывает о  деревенском мальчике, вставшем на защиту табуна лошадей, который взрослые собираются отправить на скотобойню.

В интервью «Голосу России» Юрий Шиллер прокомментировал свою работу так.

«Я  снимаю документальные фильмы и  вижу очень многое вокруг себя. У меня накопилось много такого материала, который бы хотелось снять, повторить, а документально — уже нет возможности. Так появился  сценарий, а потом возникла игровая картина. Знаете,  бывает, что крестьяне берут кредиты, а через год не могут расплатиться. А деньги-то надо отдавать. Вот они и решили табун лошадей забить на мясо и вырученными деньгами расплатиться. А мальчишка… Просто у него душа такая, он чувствует чужую боль, переживает. Хотелось, чтобы такими, как он, были все», — сказал режиссер.

Другую, более эстетскую направленность всегда имел второй конкурс Московского кинофестиваля — «Перспектива», ориентированный на поиск нового киноязыка, новых тем в современном кинематографе.

«Перспектива, — это ведь лучшее, что может быть в кино, это горизонты кинематографа, — заметил в интервью «Голосу России» член жюри этого конкурса российский режиссер Сергей Овчаров. — Для меня нет различия между коммерческим кино и авторским — придумали глупости! Кино интересно или неинтересно, скучно или нескучно, оно увлекательное или нет, свежее или пережеванное. Меня всегда интересуют живые талантливые вещи, то есть свежесть, оригинальность, увлеченность автора тем, что он делает. Сейчас вообще основной поток фильмов — это «супермаркет», где очень много генномодифицированного продукта, со всякими химическими добавками, наполнителями. А в принципе, кино ведь должно быть о душе человека, это единственная константа».

За семь дней на Московском международном кинофестивале будет показано более 200 картин со всего мира.

Источник: Голос России

Будущее отношений Россия-ЕС («International Herald Tribune», США)

В каком направлении движется европейская  политика России? Как иронично заметил Марк Твен, предсказывать трудно, особенно будущее

России  предстоит дать ответ на целый ряд вызовов — демографических, экономических, ресурсных. Но пока еще не ясно, будет ли она в результате готова к внутренним реформам. Возможно, еще труднее будет выступить единым фронтом Европейскому Союзу, который, когда речь идет об отношениях с Москвой, часто бывает раздираем противоречиями. Сегодня мы имеем хаотическую политику ЕС в отношении России, при которой  одни государства-члены держат других в заложниках. Безусловно, правительствам пора понять, что реализации среднесрочных и долгосрочных интересов лучше всего способствует согласованность, а не политика двусторонних отношений.

На  самом деле, такой подход может быть выгоден Москве. В конце концов, некоторые из самых серьезных  вызовов, стоящих перед нами, актуальны и для России. Возьмем демографию. К 2030 году население России сократится на 20 процентов, а в некоторых странах ЕС также отмечается резкое снижение численности населения. Поэтому мы сталкиваемся с общей проблемой: как сохранить конкурентоспособность в то время, когда темпы экономического развития задаются Китаем и Индией.

Существуют  и общие экономические возможности. ЕС является важнейшим инвестором в Россию, на долю которого приходится 80 процентов совокупных иностранных инвестиций, в то время как Россия является третьим по величине торговым партнером ЕС. Также у нас есть общие интересы в сфере безопасности. Россия остается ключевым геополитическим актором; ее конструктивное содействие необходимо по целому ряду вопросов: от Афганистана до нераспространения ядерного оружия и пиратства.

Наконец, есть такой сложный и неоднозначный  вопрос, как энергетика. Россия —  важнейший поставщик энергоносителей  в ЕС, причем речь идет не только о  газе и нефти, но также об угле и  уране. В настоящее время озабоченность  вызывают колебания цен на нефть, безопасность поставок и воздействие на окружающую среду. Россия также уязвима, и ей потребуется зарубежный капитал и ноу-хау для разработки газовых месторождений и обновления устаревшей инфраструктуры.

В столь непредсказуемой среде  жизненно важно, чтобы Россия и ЕС стали надежными партнерами. Для этого ЕС должен сначала попытаться говорить одним голосом. К сожалению, выгоды и издержки, связанные с выработкой единой позиции ЕС, неравномерно распределяются между его государствами-членами. В таких областях, как энергетика и военное сотрудничество, некоторые члены ЕС действуют в одностороннем порядке, но эти любители привилегированных отношений могут, в свою очередь, оказаться жертвой других государств-членов в прочих областях.

Для того чтобы говорить одним голосом, ЕС должен соблюдать три основных правила.

Во-первых, ему следует стремиться к созданию всеобъемлющей платформы сотрудничества с Россией на основе общего понимания  интересов ЕС. Именно поэтому мы должны поддерживать согласованный  мандат для Европейской комиссии на ведение переговоров о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве с Россией.

Во-вторых, отношения с Россией не должны развиваться за счет других партнеров. Москве нельзя предоставлять ускоренные процедуры в ущерб Украине или Молдавии. Третьи страны не являются ничьей «сферой привилегированных интересов». ЕС должен быть верен своим ценностями и установленным нормам международного поведения.

Наконец, мы должны четко дать понять России, чего на самом деле хочет ЕС. На кону стоят те правила, которыми мы будем руководствоваться в наших отношениях с Москвой. Если мы дрогнем, потом не стоит удивляться последствиям.

ЕС  давно надеется на то, что российские власти приступят к широким, фундаментальным  реформам, ведущим к созданию подлинного гражданского общества, а также социальной и экономической трансформации. В ответ Брюссель протянул бы руку помощи.

Увы, политическая готовность России к сотрудничеству кажется ограниченной. Нельзя исключать, что реформы будут избирательными и идущими сверху вниз, а европейская помощь будет принята только в том случае, если она ничем не обусловлена. Мы должны быть готовы к этому.

Отношения между ЕС и Россией не являются игрой с нулевой суммой. В интересах  ЕС, чтобы Россия становилась богаче, чтобы она продолжала качать нефть и газ. В интересах Европы поддерживать модернизацию России — поэтому Польша поддерживает вступление России в ВТО, облегчение визового режима и образовательный обмен.

Однако  нам нужно помнить о том, что  отношения России с ЕС зависят  от позитивных изменении в самой России — от того, решат ли ее лидеры расширять конкуренцию, верховенство закона и личные свободы. Поступки должны следовать за словами — и мы должны реагировать соответствующим образом, проявляя добрую волю пропорционально каждому позитивному шагу.      Радослав  Сикорскийминистр иностранных дел Польши

Источник: Голос России

Путин: поправка Джексона-Вэника — помеха развитию отношений России с США

 

Архаичные препятствия в виде поправки Джексона-Вэника мешают развитию российско-американских отношений, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Подобные барьеры создавались еще в эпоху прежних отношений, и сегодня, безусловно, мешают развитию отношений», — цитирует РИА Новости слова российского премьера, сказанные им в четверг на встрече с руководством корпорации «Шеврон».

Путин отметил, что Chevron наряду с другими крупными американскими компаниями, такими, как «Боинг», создал специальную группу в 2006 году по поддержке вступления России во Всемирную торговую организацию и «снятию, окончательному устранению таких архаичных препятствий для нашего сотрудничества, как поправка Джексона-Вэника».

«Убежден, что эти архаичные схемы и барьеры, которые создавались еще в эпоху прежних международных отношений, сегодня, безусловно, мешают развитию наших связей», — сказал глава российского правительства.

Глава компании Chevron Джон Уотсон, в свою очередь, отметил, что на своем посту также будет оказывать содействие снятию торговых барьеров между РФ и США. «Мой предшественник был председателем этой инициативной группы со стороны Америки и я готов продолжить работу и продвигать решение данных вопросов», — сказал он.

По его словам, он встречался с представителями администрации США и «слышал мнения о том, что продвижение решения вопросов торговли» будет способствовать укреплению отношений между двумя странами. «Будем надеяться на достижение скорейшего прогресса», — сказал глава Chevron.

Поправка была принята в 1974 году по инициативе конгрессменов Генри Джексона и Чарльза Вэника к Закону о торговле США. Она, в частности, запрещает предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьезно ограничивают права своих граждан на эмиграцию.