Россия — Европа: перспективы интеграции

Зачем России стремится в Европу? Что будет с евро и Еврозоной? Когда российские граждане смогут ездить в Европу без виз?

Гость программы «Перекрестный допрос»:

Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы

Ведущие — Игорь Малов и Елена Зелинская.


Малов: Здравствуйте! Как всегда, с вами ведущие программы «Перекрестный допрос» Елена Зелинская.

Зелинская: Здравствуйте!

Малов: Которая представляет здесь Общественную палату. И я, Игорь Малов, который никого, кроме самого себя, и российского простого народа не представляет. Мы каждый день слышим о европейском выборе России. Мы каждый день слышим об интеграции с Европой.

Зелинская: Мне даже интересно, где это он каждый день слышит?

Малов: Где угодно, даже от президента. Практически, через вас об этом говорит. А, между тем, общеевропейский дом, начинает трещать по всем швам, и перспективы евро не очевидны. Какой же должен быть выбор России в этой ситуации и как будет складываться экономическая конъюнктура в отношениях России и Европы в ближайшем будущем. Об этом мы поговорим в нашей студии. Я хочу представить гостя. Это ректор Российской экономической школы Сергей Маратович Гуриев. Здравствуйте!

Гуриев: Добрый день!

Малов: И первый вопрос, что мы туда к ним так уж сильно лезем? Ведь поматросят и бросят. Откроем им рынки. Попьют нашей российской кровушки. Нужна она нам, эта чертова Европа? Пусть она разваливается. Нет?

Гуриев: Вы задали сразу два вопроса — развалится Европа или нет, и нужна ли нам Европа или нет.

Малов: Можете начать с любого.

Гуриев: Начинаю с любого. Европа не развалится. И разговоры, которые сейчас ведутся о развале зоны евро, о развале Евросоюза, пока нет причин полагать, что это произойдет. На самом деле, европейские политики проявили неожиданную ответственность. Начали действовать быстро. Никто не мог поверить, что, во-первых, в отдельных странах будут немедленно проведены совещания по сокращению бюджетных расходов.

Это произошло сразу в нескольких странах. Практически во всех южноевропейских странах были предприняты беспрецедентные меры по сокращению государственных расходов. Во-вторых, европейская комиссия отреагировала новым планом выполнения Маастристхких соглашений. Если раньше члены Европейского Союза и члены еврозоны делали все, что угодно, но только не выполняли взятые на себя обязательства по государственному долгу и бюджетному дефициту. То теперь будут специальные меры, которые основаны на автоматическом непредоставлении европейских бюджетов тем странам, которые нарушают взятые на себя обязательства.

Малов: Понятно. Прошу прощения. Должен вас прервать для одного уточнения. Возьмем Грецию. Очевидно, что Греция — это такая…

Зелинская: Каждый раз.

Гуриев: Ахиллесова пята.

Малов: Да. Это Ахиллесова пята.

Зелинская: Каждый раз.

Малов: Да, это Ахиллесова пята. Давайте вспомним Грецию, еще совсем недавнюю, до вступления в Евросоюз. И промышленность кое-какая у них была, что уж греха таить? И апельсинами они торговали по всей Европе. Сейчас, кстати, не торгуют. Потому что всего должно быть по одному. Апельсины должны быть в Европе согласно евростандарту. Если мы говорим о кризисе, дело-то может быть, не только в том, что греки не любят работать или не платят налоги, хотя и в этом, может быть тоже. Согласитесь.

Гуриев: Игорь, вы хотите сказать, что греки сделали ошибку, вступив в Евросоюз?

Малов: Я хочу сказать, что, причиной кризиса, может быть, на самом деле является сам Евросоюз.

Гуриев: На этот вопрос очень просто ответить. Надо провести референдум в Греции. И я уверен, что подавляющее большинство греков проголосуют за то, чтобы оставаться членам Евросоюза. Европа помогла и Греции, и Португалии, и Испании, и Ирландии, сократить разрыв с развитыми странами. Напротив, теперь вопрос стоит перед французами и немцами, готовы ли немецкие налогоплательщики оплачивать сокращение разрыва между бедными членами Евросоюза и богатыми.

Малов:  И весь единый дом.

Гуриев: И немцы готовы. Мы видим, что немецкие политики понимают, насколько важен Евросоюз для мира на европейском континенте и экономического развития. И не идет разговор о том, что Германия выйдет из еврозоны и будет жить хорошо. Мне кажется, в России слишком часто принято радоваться неудачам соседа. Но здесь неудачи не такие большие, как кажется. Скорее всего, речь идет всего лишь о том, что евро будет слабее. Курс евро сократится по отношению к доллару и, может быть, по отношению к рублю. И есть самый худший сценарий, при котором Греция объявит частичный дефолт. Некоторые держатели греческих облигаций потеряют некоторые суммы денег. Но даже до сих пор это не очевидный сценарий. Италия, Испания, другие страны Евросоюза очень быстро отреагировали и смогли, остановить панику.

Зелинская: Вы очень позитивно смотрите на это. Сразу признаюсь, я очень люблю Грецию. Я обожаю Грецию. Я вам скажу, не так это радужно выглядит , как вы нам сейчас описываете.

Гуриев: Безусловно.

Зелинская: Во-первых, вы так смело сказали за всех греков, что проведи сейчас референдум и они проголосуют. Мы все наблюдали по телевидению…

Малов: Настроены весьма оптимистически.

Зелинская: Да. А я, например, видела как сидели потенциальные пассажиры в аэропортах ,и не могли вылететь из Афин, потому что были забастовки.

Малов: Забастовки…

Зелинская: Я понимаю, Это есть даже у нас. Но, я хочу сказать о другом. И как раз забастовки —  это даже более понятная реакция. Но то, что творилось на улицах Афин и кончилось можно сказать даже трагедией.

Малов: Да.

Зелинская: Это навевает вопросы. При моем таком скептическом отношении я вам скажу, почему моя любовь к грекам укрепилась после этого. Когда у них произошла ужасная трагедия, подожгли банк и погибли абсолютно невиновные люди, после этого вся страна сидела и думала у телевизоров, задавалась вопросом, как мы дошли до такой жизни. Как так случилось, что пострадали люди. Но, сказать, что они все дружно поддерживали…

Малов: Есть ли хотя бы одна политическая сила, которая выйдет сейчас на выборы и скажет, давайте выйдем из еврозоны и Евросоюза? Мне кажется, что нет. Потому что последствия для греческой экономики будут катастрофические.

Зелинская: Это очевидно сейчас, когда Евросоюз оказывает им поддержку. Я как раз находилась в это время в Греции. Когда это было одним сомнением, когда еще было не очень понятно. И шли демонстрации, одевали статую в немецкий мундир, что было довольно неприятно и неправильно. Греки, с которыми я много общалась, они все выражали сомнение, а приносит ли им это реально пользу. А самое главное, они очень серьезно обсуждали вопрос, а правильно ли они сделали свой выбор, сориентировавшись на Германию и Францию, а не на Россию.

Малов: Это тоже правильно.

Зелинская: Да. Понятно, что один из основных их товаров — это туризм. Неизменная вечная ценность, развалится все, а море, солнце и Эллада будут существовать. С черной абсолютно завистью, владельцы маленьких апартаментов, гостиниц, кафе, всей этой инфраструктуры, подсчитывали доходы от туризма Египта, Турции, тех мест, куда русские туристы с большим удовольствием многие годы ездят, и расспрашивали нас, а почему русские делают такой выбор. А мы им говорили, ребята, очень просто, откройте визовый режим, так как это сделали в Турции, в Израиле, и народ потянется. А для Греции это ведь не производство поднимать, а всего лишь заключить договор с Россией о возможности безвизового режима для русских туристов.

Малов: На Кипр вы ездите. Кипр — член Евросоюза.

Зелинская: Да, тоже самое.

Малов: Да.

Зелинская: И сумели договориться и с Евросоюзом. Для них это реальный вопрос выбора, как им правильно ориентироваться, на Евросоюз или на Россию? И это именно вопрос выбора. Почему у них не складывается, чтобы можно было и то и другое…

Гуриев: Мне кажется, это можно сделать. Может произойти и то и другое. Российские туристы ездят на Кипр, покупают недвижимость. Покупают недвижимость и в Греции. Турция тоже думает о европейском выборе. И если Турция вступит в Евросоюз, очевидно, что Турция не будет говорить «нет» российским туристам. Вопрос, это почему нам не удается заключить соглашение с Евросоюзом о безвизовом обмене или, по крайней мере, об упрощении…

Скачать полную версию программы

Источник: Голос России



Российский фильм «Другое небо» поборется за призы фестиваля в Карловых Варах

Международный кинофестиваль в Карловых Варах в 45-й раз стартует в пятницу в Чехии и продлится до 10 июля, сообщает официальный сайт фестиваля.

В основном конкурсе фестиваля будет показано 12 картин, Россию представит фильм-участник конкурса «Кинотавр-2010» — картина Дмитрия Мамулии «Другое небо».

Откроет фестиваль чешская премьера фильма «Сумасшедшее сердце» (Crazy Heart) режиссера Скотта Купера (Scott Cooper) об уставшем, разбитом кантри-певце, который переживает трудные времена, пока не встречает молодую журналистку Джин, которая за маской музыканта смогла увидеть настоящего мужчину.

Всего в рамках фестиваля будет показано 204 фильма. Большинство из них были сняты в течение прошлого года, и зрители смогут их увидеть впервые в Карловых Варах. Пятнадцать картин — это мировые премьеры, 28 — международные и десять — европейские, сообщает РИА Новости .

В состав жюри под председательством американского продюсера Рона Йерксы (Ron Yerxa) вошли также сербская актриса Мирьяна Коранович (Mirjana Karanovic), южно-коррейский режиссер Ли Чанг-Донг (Lee Chang-dong), испанская сценаристка Лола Майо (Lola Mayo), чешский режиссер и сценарист Богдан Слама (Bohdan Slama), британский кинокритик Давид Стрэттон (David Stratton) и российский режиссер Алексей Попогребский, чей фильм «Простые вещи» получил в 2007 году в Карловых Варах приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри.

Как признался накануне вылета в Чехию Попогребский, он с радостью принял приглашение войти в состав жюри. «Я впервые в основном жюри большого фестиваля. Я был в жюри конкурса «Перспективы» Московского фестиваля, но, честно говоря, всегда старался быть в жюри «Короткого метра», студенческих фестивалей. А к Карловым Варам у меня душа лежит, потому что это был наш первый иностранный фестиваль, где мы показывали наш фильм «Коктебель», поэтому я с радостью согласился, когда меня пригласили», — рассказал он.

По словам Попогребского, он не видел пока ни одного фильма из конкурсной программы фестиваля за исключением картины «Другое небо» Дмитрия Мамулии, который собирается смотреть уже в третий раз. Но по понятным причинам раскрывать свое отношение к фильму не стал. С остальными членами жюри, как признался Попогребский, ему еще только предстоит познакомиться, за исключением испанской сценаристки Лолы Майо.

В программе «Горизонты» будет показан фильм Попогребского «Как я провел этим летом». В «Форуме независимых» Россию представит картина Игоря Волошина «Я», в программе «К Востоку от Запада» — фильм Юсупа Разыкова «Гастарбайтер», в документальной программе — «Вдвоем» Павла Костомарова.

В рамках фестиваля приз «Хрустальный глобус» за выдающийся художественный вклад в мировой кинематограф будет вручен Никите Михалкову, который покажет в Карловых Варах свой новый фильм «Утомленные солнцем-2. Предстояние». Режиссер уже демонстрировал на фестивале в Карловых Варах свои картины — «Сибирского цирюльника» на 34-м МКФ и фильм «12» в 2008-м году.

Источник: РИА Новости

Россия предлагает гораздо больше, чем просто газ и нефть

О привлекательности сегодняшней России для зарубежных инвесторов говорится в статье, опубликованной в немецкой экономической газете Handelsblatt. «Рискованно не инвестировать в России, а вовсе не наоборот», — приводит издание слова бывшего главы компании Intel Крейга Барретта, которые он произнес несколько дней назад на конференции инвесторов.

Это, пишет автор статьи Флориан Виллерсхаузен, «новый тон, в особенности для иностранных инвесторов». Еще недавно они обходили российский рынок стороной, теперь же кидаются его покорять. «Я не вижу ни одного другого развивающегося рынка в мире, который предлагает аналогичные позитивные шансы, как Россия», — говорит Петер Гхавами, партнер московского инвестбанка «Тройка Диалог».

Не секрет, говорится далее в статье, что в последние полгода курс российских акций снижается, однако для инвестиций в Россию имеются основания. В 2009 году экономика упала на 7,9%, но на этот год правительство ожидает прироста ВВП примерно в 4%. Объемы государственного долга находятся в разумных пределах, промышленное производство бурно растет, а инфляция с января по май составила всего 3,9%.

Однако все, кто думает о российских рисках, держат в уме цену на нефть. «Кто верит в продолжительное снижение нефтяных цен, инвестировать не должен», — говорит Гхавани. Правда, большинство исходит из обратного. «Если кризис ВР в Мексиканском заливе приведет к недостаточному предложению нефти, цена барреля может вырасти», — утверждает Питер Бодис, менеджер из инвестиционной компании Pioneer Investments. Российские нефтяные концерны получат от этого гигантские прибыли. Однако в долгосрочной перспективе, отмечает немецкий обозреватель, российские нефтяные гиганты будут вынуждены бороться за снижение издержек.

«Это ошибка, ограничиваться в России нефтью и газом», — приводит издание слова Маши Гордон из Goldman Sachs Asset Management. Она отмечает привлекательные шансы для ценных бумаг сталелитейных концернов и крупных торговых компаний. Многие, говорит Гордон, часто забывают, что Россия — это «крупнейший потребительский рынок в Европе».

Источник: Handelsblatt, InoPressa

Спуск на воду энергоблока ПАТЭС — прорыв: эксперт

«В мире такого, я имею в виду по назначению — как плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) для обычных условий, не существует, — заявил эксперт ядерной секции Государственной думы РФ Николай Кузелев, комментируя информацию о спуске на воду головного плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» в Санкт-Петербурге. — Для других целей есть, а таких нет. Можно сказать, что это прорыв, потому что проект давно готовили. И сейчас произошел переход от разговоров к делу. Я в тот день посмотрел новости с утра и отметил, что наконец-то этот энергоблок сошел на воду. Но это первая ласточка в серии этой энергетики».

«Главное назначение ПАТЭС — снижение остроты проблемы, касающейся завоза дорогого углеводородного сырья в труднодоступные районы, — отметил он. — Она дает возможность отказаться от такого завоза и доставлять электроэнергию беспроводным путем в те точки, которые недоступны. Я имею в виду не только наш Крайний Север, это и юг, например ЮАР. Ведь неслучайно Сергей Кириенко подписывал не так давно соглашение с одной из береговых африканских стран. Думаю, что и в Америке ПАТЭС будут пользоваться спросом, и в Южной Америке, и в Индонезии. А возьмите развитый, но слабообеспеченный энергией регион Новой Зеландии. Островные регионы — это потенциальные пользователи ПАТЭС, мощность которых вполне должна их удовлетворять. Тому же Гонконгу и Сингапуру, где есть суперсовременные технологии, тоже не хватает энергии. Там такие погодные условия, которые делают прокладку кабелей по дну очень дорогим удовольствием. Кроме того, ПАТЭС может быть интересна островным государствам и возможностью опреснения воды, т.к. плавучие атомные станции можно использовать для создания завода для опреснения».

«Не забывайте, что ПАТЭС можно использовать для обеспечения электроэнергией процесса добычи газа в наших труднодоступных и бескрайних российских просторах, например Шосткинского месторождения, — подчеркнул он. — Сама станция безопасна и надежна. Это не совсем обычный блок, к нему требования предъявляются, как к обычной гражданской энергетике — здесь и другие радиационные условия и, главное, условия надежности. С этих же позиций, мы знаем, насколько могут быть опасны при добыче и нефть, и газ. Ведь обычно приходится с собой тащить и дизельные установки, и кабели, и ЛЭПы строить. Мы ведь бурим, используя энергию, чтобы добыть необходимый для этого энергоноситель. Тратим энергию, чтобы ее добыть. Я считаю, что ПАТЭС могут занять прочное место в малой и средней энергетике. Они позволят нам идти в регионы, которые только развиваются. Тот блок, что спустили на воду не самоходный — его привезли, поставили, он заработал. А кто сказал, что его нельзя дальше везти, если он где-то больше потребуется?! Наши ледоколы с этим вполне справятся. Это уже технический вопрос».

«Мощность ПАТЭС, если не ошибаюсь, может быть от 40 до 300 МВт. Есть масса регионов, где они будут пользоваться спросом. Но потребление разное в них, в зависимости от площади, населения и потребления. То есть нужна линейка таких блоков. Мы сегодня сделали решающий шаг — изготовили станцию, которая будет показывать, что ее существование возможно. Это коммерческий вариант, который нужно развивать дальше. Так как потребителю нужен выбор по мощности — это должно быть в концепции развития такого направления, которая жизненно необходима. Как необходимо и решение кадрового вопроса в области разработки ПАТЭС. Без этого дальше идти будет сложно, если не невозможно», — уверен эксперт.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, сегодня, 30 июня, в Санкт-Петербурге был спущен на воду головной плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» ОАО «Балтийский завод«, входящее в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК). Планируется, что блок станет главным элементом первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), которую строит концерн «Росэнергоатом«. Мощность ПАТЭС составит 70 МВт. Плавучий энергоблок станции — это несамоходное стоечное судно по классификации морского регистра России. Его длина 140 метров, ширина — 30, осадка — 5,6 метра. Численность сменного персонала — 64 человека. ПАТЭС предназначена преимущественно для энергоснабжения удаленных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.

Постоянный адрес новости: REGNUM