Недавно принятое российским правительством постановление о «чистке» арктического региона нашей страны по просьбе «Голоса России» комментирует один из руководителей негосударственного «Полярного фонда» Юрий Сычев.
— В течение долгого времени Арктика была для нашей страны северной границей, там располагались пограничные войска и строились военные базы — как на островах, так и на побережье Северного Ледовитого океана. Это было вполне логично, потому что прямо напротив нас точно такие же базы тогда были у блока НАТО. Исландия была «непотопляемым американским авианосцем».
У России таким форпостом была Земля Франца Иосифа. Противостояние началось после II мировой войны, так что с конца 40-х годов и до 1991 года вооружения и прочие грузы в Арктику ввозились, но не вывозились.
Сегодня главный бич для арктической природы — это бочки из-под горюче-смазочных материалов. За 50 лет там скопилось до десяти миллионов 200-литровых бочек. Если бы они были пустые, то можно было бы их, скажем, разрезать на месте¸ и вывезти как металлолом. Но они не всегда пустые. В них подчас сливали отработанное масло из машин. А в масла и в горючее в то время добавлялись вещества (полихлорированные бифинилы), спасавшие моторы от замерзания на арктических морозах.
Тогда это считалось нормальным, но сейчас такие вещества считаются сильнейшим ядом. Он накапливается в «пищевой цепочке»: сначала — в почве, затем — в растениях, воде, в организме животных и человека. Причем вывести их из живого организма невозможно, а они пагубно влияют на генетику.
— Так что же — вмешательство человека это и есть самая разрушительная часть влияния на арктическую природу?
— Главная проблема с загрязнением Арктики основана именно на особенностях ее природы/ Она очень хрупкая, у нее нет потенциала для того, чтобы переработать нанесенный ей человеком экологический вред. Если загрязнения и мусор в южных широтах перерабатываются природой за счет быстро растущей биомассы и большого количества солнца и тепла, то в Арктике они остаются навсегда, т.к. лета практически нет, а весна длится всего 2 месяца.
Так что проблема с загрязнениями в высоких широтах, и в России, и в других странах, должна быть решена самим человеком. Проблема очень сложная уже потому, что в Арктическом регионе огромных денег стоит все то, что сейчас называют логистикой: перевозки, доставка питания и всего остального для проживания человека и его лечения, машин для работы. Ведь доставить грузы в арктический регион можно только по воздуху или по морю.
При этом с октября по май морские и речные пути покрыты льдом. Вывоз бочек также вырастает в проблему. И не только из-за их количества. Бывает, что в них замерзшая загрязненная вода. При ее оттаивании в пути образуются пары. Значит, это — взрывоопасный груз, который ни один капитан не возьмет на свой корабль. Выходит, надо эту массу бочек в условиях Арктики сначала на месте отмыть, разрезать, и уже «удобный» металлолом вывезти.
Но как это сделать в тех условиях? И кто будет платить? Сейчас уже ясно, что те, кто возьмет на себя вывозку металлолома и рекультивацию загрязненных земель, заработать на этом не смогут. Финансировать будет российское государство, и, может быть, — Арктический совет».
К словам Юрия Сычева можно добавить, что Восточной Сибири, в бухте Тикси (в устье реки Лены) заканчивают строить мощную научную международную станцию, где будут вместе с российскими учеными работать американцы, норвежцы и финны. Помимо чисто научных наблюдений, ученые внесут свою лепту и в мониторинг загрязнений Арктики.
Мнение о возможности присоединения России к мораторию на добычу нефти в Арктике недавно высказал Председатель Совета Союза нефтегазопромышленников Ю.Шафраник.
Источник: Голос России