Вести. Москва
: В Москве практически завершена реставрация старинного особняка на Кадашевской набережной. Это одно из немногих строений, которые действительно реставрируют – тщательно восстанавливают детали интерьеров, порой даже разгадывают секреты русского зодчества. В этом здании вот уже несколько десятилетий хранится библиотека Третьяковки. Скоро в отреставрированные фонды пустят первых читателей.
За окнами дома с мезонином ютится полмиллиона книг. Пергамент XI века, собрание сочинений писателей всех мастей, старинные открытки, газеты, афиши. Еще недавно они занимали все комнаты особняка, теперь отправлены в подвалы. Реставрация недоступной простому читателю библиотеки Третьяковской галереи продолжается второй год. Старым фондам – новое место и новые стеллажи.
«Они действительно очень легко двигаются. Свободно, легко можно сразу два-три стеллажа сдвинуть, и большая экономия места – в полтора раза экономится. потому что в каждой библиотеке всегда есть проблема с книгохранилищем. Всегда не хватает», — говорит Зоя Шергина, заведующая библиотекой.
До двадцатого века у особняка не было постоянного хозяина. Через каждые пять лет дом переходил из рук в руки. От купца к мещанину, потом к чиновникам, духовным лицам. Последним вселился зажиточный крестьянин Лебедев. Тогда в полицейский участок стали приходить доносы, соседи жаловались, цитата «мужик, сам живет во флигеле, а главный корпус сдал мужскому училищу». В революцию проблему решили: особняк национализировали и превратили в большую коммунальную квартиру.
Пришло время массового уплотнения. В парадной комнате усадьбы расположилось сразу три семьи, здесь сразу же расставили деревянные перегородки, потолок выкрасили белой масляной краской, а в тамбуре расположилась кухня. Только в конце 70-х годов прошлого века коммуналку расселили, и сюда въехала государственная Третьяковская библиотека.
Двадцать месяцев в залах этого дома не было читателей, особняк реставрировали. Расписные потолки, на стенах и оконных откосах искусственный мрамор, его уж не делают в Москве, паркет, дверные ручки и печные изразцы. Всё XIX века.
«Мы старались на этом объекте избежать распространенной в Москве реставрации, так называемой «в кавычках», когда все сносится, строится на том же месте муляж, того что было раньше», — рассказывает Ольга Белова, главный архитектор проекта ЦНРМ Министерства культуры РФ.
Шкафы коллекционера Остроухова, конфискованные советской властью вместе с книгами, в особняк въехали с Третьяковской библиотекой, и с тех пор здания не покидали. Тяжелые полки пылятся, ждут своей очереди на реставрацию. Без пафоса и блеска, это был скромный купеческо-мещанский дом среднего достатка, и только роскошь потолков говорит о пристрастии к пышности, кого-то из многочисленных владельцев. В XIX веке подвесной потолок, крепили к дранке, в XXI реставраторы едва догадались, как трюк повторить.
«Приходили тут рабочие, ходили и говорили: да брось ты, да сбей, да новую нарисуй. Но нет, мы все таки стараемся реставрацией заниматься», — подчеркнула Людмила Киселькова, художник-реставратор.
В парадных залах разместится читальный зал. В бывшие купеческие спальни заедет бухгалтерия. Библиотекари обещают хранить воссозданный облик московского ампира, а для надежности расставят таблички: кроме книг, руками ничего не трогать. Алена Акиньшина