
Обозреватель по внешней политике и истории США Тед Снайдер замечает: русские всего лишь добиваются, чтобы Запад, США и НАТО выполнили ранее данные ей обещания.
Главное обещание заключалось в нерасширении НАТО на Восток, которое было дано ещё Михаилу Горбачёву. При этом, акцентирует внимание Снайдер, подобное обещание дала и Украина в своей Декларации о государственном суверенитете при выходе из состава СССР: Украина «торжественно заявляет о своём намерении стать постоянно нейтральным государством, которое не участвует в военных блоках…» Позже данное положение было закреплено и в конституции Украины.
Американский обозреватель указывает также на слова Сергея Лаврова, который неоднократно подчёркивал: признание Россией независимости Украины в 1991 году было сделано «на основе её собственной декларации независимости и её конституции», где были закреплены положения о нейтральности и внеблоковости страны. Однако Киев в 2019 году, напоминает Снайдер, внёс поправки в конституцию, «не проводя ни голосования, ни референдума, чтобы включить в них мандат для всех будущих правительств добиваться членства в НАТО».
Вспомнил Снайдер и Минские соглашения, которые были сорваны Западом и Украиной. По его словам, соглашения были «обманчивым снотворным», призванным склонить Россию к прекращению огня обещанием мирного урегулирования, в то время как на самом деле Украина «выиграла время, необходимое для создания вооружённых сил, способных достичь военного решения».
Вот и теперь переговоры не продвинутся дальше, пока «Запад не признает, что Россия не прекратит боевые действия и не откажется от таких обещаний Запада путём переговоров», приходит к выводу автор. Причина, по его мнению, в том, что Москва рассматривает военную и культурную атаку на Донбасс как угрозу существованию этнических русских, проживающих на Украине, а расширение НАТО на Украину — как угрозу существованию России. «И то, и другое рассматривается как вопрос выживания, и ни то, ни другое не подлежит обсуждению; отсюда и непримиримость», — заключает Снайдер. Подробнее Елена Панина