Интегральной частью мировой экономики, которая бы на равных с другими лидерами основаниях пользовалась преимуществами глобализации, Россия не стала. Отчасти по своей вине – конкурентоспособности не хватает. Отчасти из-за противодействия других игроков, которых Россия интересует как большой рынок и младший партнер, но не как равновеликая сила. Иллюзия о том, что недостающее технологическое развитие можно купить на доходы от экспорта сырья, рассеялась. Еще до всяких санкций. И уж тем более, когда они начались.
Россия интегрировалась настолько, чтобы ощущать на себе все потрясения на мировых рынках, не будучи в состоянии на них повлиять. Конечно, как показала санкционная война этого года, в глобальной экономике всякие меры экономического воздействия бумерангом возвращаются тому, кто их применяет. И это служит некоторым тормозом. Но приходится признать, что у нашей страны ресурс ответа ограничен, и для выживания в недружественной атмосфере надо вырабатывать очень сложную и точно выверенную тактику.
Сочетание продуманного протекционизма и умения объединить усилия с внешними партнерами там, где это выгодно обеим сторонам – это и есть реальный суверенитет, то самое, говоря словами президента, «абсолютно необходимое условие существования».
Наполнить этот реальный суверенитет содержанием еще во многом предстоит. Пока что все в порядке с национальной гордостью, осталось поставить ее на прочную экономическую опору. Подробнее здесь