…Критика российской экономики стала в последнее время всеобщим любимым занятием. В прошлом месяце в своем обращении к конгрессу президент США Барак Обама заявил, что она разорвана «в клочья».
Андерс Аслунд (Anders Aslund) из Института мировой экономики Петерсона опубликовал статью …в духе тех апокалиптических прогнозов, которые преобладали, когда в конце прошлого года цена на нефть упала до самого низкого уровня и началось свободное падение рубля.
В своем прогнозе Аслунд особое внимание уделяет сокращению российских валютных резервов. Правда, в этом заявлении не было учтено то, что …в прошлом году совокупный внешний долг российского государства и компаний сократился на 129,4 миллиарда долларов, при том, что валютные резервы сократились на 124,2 миллиарда долларов.
Вопреки многочисленным прогнозам, угроза для российской экономики в связи с падением цен на нефть также оказалась преувеличенной. Действительно, государственные доходы России от экспорта энергоносителей в долларовом исчислении сократятся. Но поскольку Центробанк России отпустил рубль и позволил ему падать в отношении к доллару, доходы в рублевом выражении будут выше. В результате, для того чтобы сбалансировать бюджет, России уже не обязательно, чтобы нефть стоила 100 долларов за баррель — поэтому негативное влияние падения цен на нефть на состояние экономики в целом снижается.
Экономические санкции, которые, по оценкам большинства, в этом году отменены не будут, оказывают гораздо меньшее влияние, чем многим на Западе хотелось бы думать.
Пора распрощаться с надеждами на то, что Россия потерпит экономический крах под давлением падающих цен на нефть и экономических санкций, и что россияне, возмущенные снижением уровня жизни, начнут протестовать и свергнут Путина. Перед западными странами стоит нелегкий выбор — приготовиться к продолжительной осаде и ужесточать санкции, несмотря на улучшение ситуации на Украине, или начать поиск путей возобновления диалога с Россией — страной, которая никуда не исчезнет.
Подробнее здесь. Оригинал публикации: No, Obama, Russia’s Economy Isn’t ‘in Tatters’