Внешняя политика России: точки над «i» расставлены

В распоряжении российской прессы оказался проект «Концепции внешней политики России», разработанный по указанию президента, которое он дал МИД сразу после инаугурации 7 мая. Фактически этот документ – внешнеполитическая платформа страны как минимум до следующих президентских выборов в 2018 году

В концепции говорится, что магистральным направлением дипломатических усилий России на ближайшие годы станет развитие отношений со странами постсоветского пространства.

Один из базовых посылов документа, основанного на предвыборной статье Владимира Путина о внешней политике, – Россия намерена выстраивать свои международные отношения в нестабильном мире и считаться с ней будут, только если она «сильна и твердо стоит на ногах». Вместе с тем декларируется открытость страны, как части большого мира.

Президент считает, что к числу важнейших постулатов относятся «неделимый характер безопасности для всех государств и недопустимость гипертрофированного применения силы». А пренебрежение основополагающими принципами международного права ведет к дестабилизации отношений между государствами.

Именно в таком контексте Путин рассматривает шаги США и НАТО, не вписывающиеся в логику современного развития и опирающиеся на «блоковое мышление». В первую очередь речь идет о расширении Североатлантического альянса и о строительстве новых объектов военной инфраструктуры, например, ЕвроПРО. Среди других факторов нестабильности – мировой кризис, нивелирование роли ООН и трансграничные вызовы, такие как терроризм и наркотрафик. В этих условиях России с ее уникальными геополитическими возможностями отводится роль «стабилизатора» международной политики и глобальной экономики.

Москва в этом ключе готова и дальше активно участвовать в развитии таких объединений, как ШОС, БРИКС, СНГ и ОДКБ. А абсолютным приоритетом внешней политики станет интеграция на постсоветском пространстве.

Впрочем, интеграция с государствами на постсоветском пространстве отнюдь не исключает тесных отношений с другими крупными игроками – странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Африки и ЕС.

Поэтому и в концепции «европейская линия» стала одной из приоритетных: там выделяются задачи достижения безвизового режима и развития делового, в том числе энергетического, партнерства.

Что же касается США, то от них Москва намерена добиваться четких гарантий ненаправленности системы ПРО против России, а также соблюдения норм международного права, в том числе — невмешательства во внутренние дела суверенных государств. В этой связи можно вспомнить иранскую ядерную проблему, которая может стать причиной силовой операции против этой страны ее политических противников.

В целом же, и это следует как из проекта концепции, так и из предвыборной статьи Путина, «Россия намерена и далее обеспечивать свою безопасность и национальные интересы путем самого активного и конструктивного участия в мировой политике, в решении глобальных и региональных проблем». При этом Москва и впредь будет отстаивать безальтернативность ООН.

Президент декларирует: «Мы стремимся понять и учитывать интересы наших партнеров – но просим уважать наши». Что же касается технологии внешней политики, то она определена как «мягкая сила», которая включает комплекс механизмов с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы.

По материалам Голос России