Толерантность и гуманизм — сквозь время: к 100-летию Льва Гумилева («Элита Татарстана», Казань)

В октябре 2012 года исполнилось 100 лет со дня рождения Льва Гумилева — известного отечественного историка, этнолога, оригинального мыслителя, основоположника пассионарной теории этногенеза, одного из видных идеологов евразийства.

Торжества, посвященные этой дате, прошли по всей стране. Состоялись они и в родном для Льва Николаевича Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце — штаб-квартире Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, в рамках международного научного конгресса «Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы». Тот факт, что именно Межпарламентская ассамблея взяла на себя организацию конгресса, говорит о большом интересе к творческому наследию ученого практически во всех странах — участницах ассамблеи.

Такой интерес закономерен. В работах Л.Н. Гумилева получили глубокое историческое осмысление идеи вековой общности, взаимосвязанности и единения евразийских народов. Это создает мощную основу для понимания современных интеграционных процессов на всем евразийском пространстве, логическим развитием которых стали стратегические по своей значимости соглашения о создании Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Наследие Л.Н. Гумилева обладает несомненным позитивным консолидирующим потенциалом, в основе которого — идея взаимной комплиментарности (позитивного отношения друг к другу) народов России. В работах Гумилева показано, что многообразие культур народов евразийского региона и налаженное за многие века взаимопонимание — стратегическое достояние и главное богатство евразийских государств.

Идейное наследие ученого, его работы, посвященные осмыслению исторических судеб народов Евразии и других народов мира, несут в себе дух толерантности и наполнены гуманистическим содержанием, вызывают во многих странах мира все более возрастающий научный и общественно-политический интерес, что актуализирует задачу объективного и всестороннего осмысления его обширного интеллектуального наследия. Важно подчеркнуть, что именно на постсоветском пространстве идеи Л.Н. Гумилева нашли прямое практическое применение. В Астане действует Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, учрежденный по инициативе и поддержке Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева. А экс-президент Киргизии, профессор МГУ А. Акаев презентовал две книги, посвященные 100-летнему юбилею ученого.

Особенно интересным стали воспоминания о Льве Гумилеве А.Чистобаева, доктора географических наук, лично знавшего ученого. По его мнению, сегодня сбываются пророческие слова Льва Николаевича о том, что Россия выживет только в том случае, если будет избран Евразийский геополитический вектор. Таможенный союз, формирование Евразийского сообщества — все это служит подтверждением идей гениального мыслителя ХХ века.

Необходимо подчеркнуть, что Лев Гумилев рассматривал этнос как социо-природный феномен, на развитие которого влияют социальные и природные (географические, биологические и физические) факторы.

Биофизическая составляющая природы этноса проявляется в том, что развитие этноса детерминируется универсальной закономерностью — так называемым «числовым алгоритмом этнополитогенеза». Задавая возрастные рамки фаз развития, алгоритм позволяет определить, в какой фазе находится интересующий исследователя этнос, и дать прогноз его развития.

Можно с уверенностью сказать, что международный научный конгресс, международная научная конференция в Санкт-Петербургском университете и другие мероприятий, приуроченные к 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева, внесли весомый вклад не только в изучение, популяризацию и развитие идейного наследия выдающегося мыслителя, но и в познание своего прошлого, самоопределение нашего пути в настоящем и нашего предназначения в будущем.

Л.Гумилев: 

Прав был наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский, отметивший, что если у французов есть гордость, любовь к изяществу, у испанцев — ревность, у англичан — честность и дотошность, у немцев — аккуратность, то у русских есть умение понимать и принимать все другие народы.

Никто не может обнаружить след птицы в воздухе, змеи на камне и мужчины в женщине.

Любое творение рук человека — это, в известной мере, кристаллизованная пассионарность его создателей.

Источник:  Голос России   «Элита Татарстана«, Казань