…Сегодня Всемирная торговая организация сама никак не может определиться, по какому же пути ей идти. И, кстати, такие терзания в ВТО начали наблюдаться не сегодня и даже не вчера. Первая ласточка внутриорганизационного раздора пролетела над ВТО еще в 2001 году, когда был начат так называемый Дохийский (по названию места проведения встречи – катарская столица Доха) раунд консультаций и переговоров по развитию Всемирной торговой организации. Основной тезис этого раунда, который (раунд) никак не завершится до сих пор, заключается в том, что определенные страны предложили довести либерализацию экономики государств ВТО до новых высот и при этом отменить любого рода субсидии на аграрную продукцию, ввести правила регулирования интеллектуальной собственности.Как нетрудно догадаться, такие идеи продвигали государства с состоявшими экономиками. Речь идет о США, Японии, Великобритании, Германии и других государств мира. Категорически против дохийского протокола с подобными тезисами выступили страны, которые к тому моменту причислялись к развивающимся (Индия, Турция, Китай, Бразилия и др.). Первые были обеими руками за либерализацию и ужесточение норм использования интеллектуальной собственности в рамках ВТО, так как они нуждались в свободном доступе на такие быстро растущие рынки как рынок Юго-Восточной Азии, Южной Америки и других регионов. В то же время именно в странах, активно радеющих за либерализацию, к началу XXI века наблюдался наивысший процент производства интеллектуальной собственности в мире.
Против же выступали те, кто не хотел впускать экономических гигантов на свою территорию на выгодных исключительно для этих гигантов условиях. Мало того, тот же Китай выступил против дохийского протокола и руками, и ногами, так как с защитой интеллектуальной собственности в этой стране, как мы все прекрасно знаем, не всё в порядке…
Казалось бы, что противоречия назрели буквально полярные, а потому Дохийский раунд мог закончиться откровенным продавливанием торговых интересов США, Британии и иже с ними посредством средств ВТО, которые становятся весьма гибкими, если к ним прикасаются Вашингтон, Лондон или, скажем, Брюссель. Но ситуация пошла по другому пути, и коррективы в неё внес пресловутый экономический кризис, который привел к тому, что даже в чрезмерно экономически либеральных Соединенных Штатах Америки и Евросоюзе правительства пошли на шаги, позволившим экономикам пока еще не рухнуть в пропасть. В ход пустили печатные станки, которые насытили банковскую сферу новыми, пахнущими краской, купюрами. При этом получили финансовую помощь многие коммерческие структуры, которые де-юре никаким боком не соотносились с государством. Но, здесь, как говорится, не до жиру… О явной и бескомпромиссной экономической либерализации в мире заговорили крайне осторожно, а при взгляде на тонущих и удерживающихся за бесконечные внешние кредиты греков, фраза «либерализация экономики» стала выглядеть просто кошмарной.
Кое-кто на Западе откровенно заговорил о том, что всю финансовую систему и ВТО может спасти только государственное вмешательство, потому что финансовые потоки при всем кажущемся наличии весьма действенного ВТО-шного инструментария не шли в реальные сектора экономики, а планомерно поступали на банковские счета узкого круга заинтересованных лиц.
Вот и получается, что мы сегодня говорим о некой пагубности чрезмерной активности российского правительства в плане регулирования экономики, и в то же время держим в уме ситуацию, при которой сама Всемирная торговая организация за последнее время успела превратиться в среду для облуживания интересов весьма немногочисленной олигархической группы.
Конечно, внешне всё просто идеально, ведь ВТО стоит на трех китах: прозрачности, равноправии и взаимности. Но, на самом деле, о каком равноправии может идти речь, когда для одних государств в рамках ВТО выстраиваются просто непреодолимые барьеры, а для других эти барьеры искусственно демонтируются. Какая прозрачность, когда на протяжении нескольких лет России толком не могли объяснить, почему она не достойна того, чтобы находиться во Всемирной торговой организации, а, к примеру, Гаити или Зимбабве, у которых большая часть торгового бюджета складывается из иностранной гуманитарной помощи, достойны…
Россия бы могла посредством реального поля равноправия и партнерства реализовывать через ВТО продукцию металлургических комбинатов, сельскохозяйственных объединений, предприятий деревообрабатывающего сектора, но пока Всемирная торговая организация подходит к своим принципам лишь декларативно, то и ничего хорошего ждать от нее для России не приходится.
По большому счету, ВТО уже 11 лет топчется на месте, пытаясь завуалировать реальные цели крупных экономик мира некими эфемерными псевдогуманистическими идеалами. Если сегодня Россия об этом не заявит открыто, то сам факт ее пребывания в ВТО будет все сомнительнее. В попытках отбиться от назойливых иностранных производителей, которые собираются за счет России просто расширить собственные рынки сбыта, можно забыть о собственном производстве. Но в то же время обрубить все связи с ВТО – новый путь к самоконсервации, которая в нынешних условиях к позитиву тоже не приведет.
В общем, и здесь придется лавировать и систематически отстаивать свои экономические интересы. А кому сейчас легко?..
По материалам Володин Алексей Военное обозрение