Россия переосмысливает значение туризма

Как повысить привлекательность России для туристов, какие факторы могут способствовать развитию туристско-рекреационного потенциала регионов и какие стандарты существуют для этнографического и экологического туризма, рассказал глава Ростуризма Александр Радьков

Мы входим в десятку крупнейших стран по количеству международных прибытий.   Есть, конечно, проблемы развития въездного туризма. Их можно разделить на несколько основных групп. Первая — недостаточное количество гостиниц туристского класса. Например, Москва и Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге ситуация более-менее нормальная. Какой стандарт? 7 номеров на тысячу жителей мегаполиса. Питер почти приблизился — более 6,5 номеров.

Москва — 3-3,5 номеров, то есть здесь нужно увеличивать в два раза. И увеличивать нужно как раз количество гостиниц эконом-класса, потому что рядовой турист не живет в дорогих гостиницах. Ему нужно среднее размещение до 100 евро в сутки. 50-70 евро — это наиболее приемлемый вариант.

Давайте, во-первых, поговорим о географии — о том, куда в основном едут иностранцы. Конечно, прежде всего это Москва и Санкт-Петербург. Одна из основных мотиваций — это культурно-познавательный туризм и служебные командировки, служебные цели. Конечно, есть «Золотое кольцо», все, что находится в 300 километрах от Москвы.

«Серебряное кольцо» — Псков, Новгород и другие города. Какое-то количество иностранцев путешествуют по рекам, очень любят речные круизы, особенно по Волге — из Москвы до Астрахани. Эти круизы включают в себя посещение Казани, Нижнего Новгорода. Иностранные туристы обожают путешествовать на наших поездах, допустим, на «Транссибирском экспрессе». Билеты проданы на несколько лет вперед.

Конечно, есть известные бренды — Байкал, Чукотка. Иностранных туристов можно встретить в Якутии. Но там встает другая проблема — транспортная доступность и высокая стоимость внутренних билетов.

Внутренние перелеты порой неконкурентоспособны с международными. Пока, к сожалению, наши внутренние перелеты облагаются НДС — налогом на добавленную стоимость. Это делает их все-таки дороже, чем они могли бы стоить. Эту проблему мы сейчас решаем совместно с Министерством транспорта.

В прошлом году у нас была принята федеральная целевая программа — это государственная программа поддержки внутреннего и въездного туризма. В соответствии с планами этой программы, до 2018 года будет инвестировано в туристическую отрасль Российской Федерации более 330 миллиардов рублей. Из них 96 миллиардов — из средств федерального бюджета, остальное — это частные деньги, частные инвестиции, немного региональных денег.

Сейчас активно идет отбор проектов тех регионов, которые будут участвовать. На сегодняшний день уже вошли 11 регионов России, причем вошли даже те, которые до сих пор никак не ассоциировались с туризмом. Роль туризма очень серьезно переосмысливается на региональном уровне. Многие регионы понимают, что туризм может быть реальной палочкой-выручалочкой для экономики субъекта, потому что это рабочие места, занятость, доходы.

По материалам Голос России