Недавние комментарии Митта Ромни по поводу России, в которых он охарактеризовал эту страну как «геополитического противника Америки номер один», могут быть хорошим тактическим шагом, но стратегически недальновидны
Россия — не главный геополитический противник Америки; фактически, она даже не решила, является ли противником вообще. После окончания «холодной войны» она надеялась стать частью Запада, но этот путь оказался для нее закрыт: отчасти по причине подхода ЕС и НАТО к России, отчасти же — из-за трудностей, с которыми она столкнулась после «холодной войны», будучи крупной, бывшей коммунистической державой центральной Евразии, переживающей экономические трудности. Однако, несмотря на расширение НАТО, американскую противоракетную оборону, поправку Джексона-Вэника и многое другое, Москва отказывалась стать противником США, сотрудничая с Западом по широкому кругу вопросов — от Северной Кореи до войны с джихадизмом. Недавно Москва согласилась на размещение базы НАТО в Ульяновске; вряд ли так поступают противники, и, тем более, «геополитические противники номер один».
Россия никогда не действовала как враг. Настоящий противник вооружал бы талибов, противостоящих войскам Соединенных Штатов и НАТО в Афганистане. Настоящий противник делал бы то же самое в Ираке. Настоящий противник стремился бы к созданию военного альянса и размещению войск у границ своего врага, как делали СССР и Соединенные Штаты в годы «холодной войны» (Соединенные Штаты продолжили этот курс и после окончания «холодной войны», включив в состав НАТО порядка дюжины стран Восточной Европы и приблизившись к границам России, невзирая на возражения Москвы).
Да, Россия выступает против расширения военного присутствия США и их политических амбиций по распространению демократии в мире. Но многие американцы, в том числе некоторые консерваторы, испытывают похожие дурные предчувствия по поводу глобальной политики США, особенно в условиях экономических трудностей. Поддержка демократии производит гораздо менее благоприятное впечатление, когда сопровождается расширением границ самого мощного военного блока в истории, обладающего множеством ядерных боеголовок.
Ромни попытался объяснить свои тезисы о России в статье, опубликованной в журнале Foreign Policy:
Не добившись существенных уступок от России, он отказался от размещения системы противоракетной обороны в Польше. Он согласился в угоду России вновь ограничить наш ядерный арсенал. Он капитулировал перед Россией, потребовавшей, чтобы резолюция ООН по иранской программе создания ядерного оружия исключала болезненные санкции.
На эти подарки Москва ответила обструкционизмом в ООН по целому ряду вопросов. Она продолжает вооружать режим кровавого диктатора Сирии и блокирует многосторонние усилия, призванные остановить продолжающуюся резню в этой стране. Она повсюду вставляет Америке палки в колеса, когда речь идет о важнейших вопросах с точки зрения национальной безопасности Америки. Уже три года общий итог политики президента Обамы в отношении России таков: «мы даем, Россия берет».
Рассмотрим каждое из этих утверждений по порядку.
Ромни забывает о том, что НАТО оказалась у границ России по причине архаичной паранойи Польши относительно России и неразумных геостратегических решений Вашингтона и Брюсселя при администрациях Клинтона и Буша. Теперь поляки, одни — умышленно, другие — нет, хотят повторить упражнение по отчуждению Москвы, создав вдоль российских границ систему противоракетной обороны, предназначенной для отражения угрозы с юга, но в ближайшие десятилетия может быть расширена для противодействия российским ракетам. Почему же русские опасаются системы противоракетной обороны, которая даже не представляет вызова российскому потенциалу сдерживания? Когда Москва нехотя согласилась на членство воссоединенной Германии в НАТО, русским пообещали, что НАТО не будет расширяться дальше на восток. Однако сегодня, после того как в ее состав вошли двенадцать стран Восточной Европы, НАТО продолжает политику расширения. Кто в российских кругах, ответственных за разработку оборонной политики, будет теперь исходить из того, что со временем система ПРО не расширит свои возможности и географию?
Ромни прав, говоря, что администрация договорилась с Россией о новых ограничениях на число американских ракет. Но кроме того, новый договор гарантирует ограничение числа российских ракет и предотвращает возникновение дисбаланса в потенциалах сдерживания, который мог бы быть создан ростом ядерного арсенала США, потенциалом нового противоракетного «щита» в Восточной Европе и сохранением числа российских ракет на прежнем уровне.
Компромисс администрации по вопросу резолюции о санкциях в отношении Ирана сложно назвать капитуляцией. Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, Россия может наложить вето на какую угодно резолюцию, поэтому принятие любой меры требует компромисса как с Россией, так и с Китаем. Если бы не расширение НАТО, Китай, возможно, остался бы единственной страной, которая бы угрожала такими вето, и, следовательно, был бы более сговорчив, когда речь заходит об ужесточении санкций. Но занимаясь расширением НАТО без России, Соединенные Штаты потеряли подлинно сильного потенциального союзника, получив взамен европейскую безопасность перед лицом несуществующей угрозы, мощь ВВС Латвии и демократизацию стран, которые в любом случае намеревались стать демократическими.
Что касается Сирии, то Ромни неправ, утверждая, что Россия отказывается от сотрудничества. В начале февраля и совсем недавно в Москве Россия поддержала две резолюции ООН по кризису в Сирии, в том числе мирный план Кофи Аннана. Да, Россия продолжает продавать оружие Сирии (где у Москвы, кроме того, есть военно-морская база) — точно так же, как Соединенные Штаты продолжают продавать оружие многочисленным ничуть не менее деспотическим арабским режимам вроде Саудовской Аравии и Йемена. Правительство Бахрейна (где военно-морская база есть у Соединенных Штатов) при помощи Саудовской Аравии жестоко подавило народное восстание. Вашингтон не одобряет эти режимы или их методы, но зачастую вынужден вести с ними дела в реальном, хотя и жестоком мире международной политики.
Список непосредственных угроз безопасности довольно длинный — Иран, Венесуэла, Северная Корея, исламизм и, возможно, Китай — но не включает в себя Россию. Если заявления губернатора по поводу России отражают его реальную политическую ориентацию, а не являются временным политическим маневром, призванным подчеркнуть его правизну, то это должно вызывать тревогу у консервативных реалистов, озабоченных состоянием американо-российских отношений.
Тезисы Ромни о России могут служить целям избирательной кампании, но дают очень плохой сигнал о будущем политики США в отношении России. Если губернатор Ромни станет официальным кандидатом республиканцев, я проголосую за него. Но по вопросу России мы останемся… что ж, политическими противниками.
Гордон М. Хан — внештатный старший научный сотрудник программы Центра стратегических и международных исследований по России и Евразии, а также старший исследователь Монтерейской исследовательско-образовательной программы по терроризму, приглашенный профессор Монтерейского института международных исследований и старший исследователь Центра исследований в области терроризма и разведки группы Akribis
Источник: Голос России