Голос России: В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Если в России уже на следующий день после президентских выборов решительно активируют тему СНГ, значит, соседям стоит готовиться. О том, к чему именно, пока можно лишь догадываться в общих чертах. Но то, что это будет интеграция с конкретикой, уже очевидно.
Пятого марта Владимир Путин в своем первом победном заявлении назвал Содружество безусловным внешнеполитическим приоритетом. Сказал это и Дмитрий Медведев, мотивируя кадровое решение, которое, по мнению политологов, само по себе говорит гораздо больше слов. Президент назначил Константина Косачева руководителем Россотрудничества и своим спецпредставителем по связям со странами СНГ.
В прошлом долгое время глава Комитета Госдумы по международным делам, дипломат и политик, Косачев из тех, кого принято называть профессионалом с большой буквы. Он в материале. Но главное, это практик, способный жестко и последовательно вести и отстаивать государственную линию. И напутствие президента не оставило сомнений в том, что именно этого от него теперь ждут и на постсоветском пространстве.
Дмитрий Медведев : Работа по линии СНГ всегда была, есть и будет важнейшим приоритетом внешней политики Российской Федерации. Об этом всегда говорится и в президентских посланиях, и в других международных документах. Эта работа непростая, потому как с каждым из государств СНГ нас связывают свои отношения, и они развиваются по-разному. Есть и различные проблемы, которые приходится решать.
Я надеюсь, что вы сможете завязать полноценные контакты со всеми руководителями государств СНГ для того, чтобы доносить нашу позицию, будете соответствующим образом защищать права наших соотечественников, которые проживают за рубежом, потому что это тоже один из приоритетов российской внешней политики.
Для того, чтобы вам легче работалось, я подписал еще один указ — о том, что вы будете не только руководителем Россотрудничества, но и спецпредставителем президента. Это, как правило, упрощает контакты с руководством государств. Надеюсь, вам это тоже поможет.
Косачев : Спасибо большое. Это, наверное, самый мощный инструмент, который может находиться в распоряжении ведомств, занимающихся соответствующими задачами, поэтому не подведу, Дмитрий Анатольевич.
Заметим, что главу Россотрудничества назначает президент, но по представлению премьер-министра. Уточнение на всякий случай. Для тех, кто вдруг задумается, а, собственно, чья это креатура, если назначает Медведев, а через два месяца будет уже Путин?
Хотя такой вопрос едва ли можно считать уместным. Дмитрий Медведев и Владимир Путин не единожды подчеркивали и проявляли согласованность действий на постсоветском пространстве. Касалось ли это газовых проблем с Украиной или локальных недоразумений с Белоруссией, со странами, которые традиционно считаются ближним кругом, они работали в унисон. Как бы ни пытались партнеры обнаружить брешь в позиции тандема.
Вряд ли в этом смысле что-либо изменится и после рокировки. Москва обещает действовать настойчиво, но аккуратно. Для того, собственно, и укрепляет кадровый потенциал Россотрудничества, чтобы сфокусировать обновленную постсоветскую доктрину на «мягкой решительности».
Говорят, это как раз работа для Косачева. Он должен сделать из ведомства отечественный аналог американского Агентства по международному развитию, которое имеет филиалы почти в ста странах мира, включая все республики СНГ, и давно превратилось в инструмент политического влияния Вашингтона. Собственно, перед Россотрудничеством изначально ставились именно такие цели. Но за три с половиной года существования оно в этом не преуспело.
Заметим, что победа Владимира Путина многих его коллег по соседству заставила напрячься. Его считают жестким переговорщиком, а потому полагают, что при нем не забалуешь. Хотя понятно, что совсем не только поэтому главы СНГ наперегонки друг с другом поспешили поздравить Путина с возвращением.
По большому счету, то, что он может им предложить, уже известно. Это глубокая евразийская интеграция. Желательно добровольная. В противном случае жизнь заставит.
Тему продолжит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Шейнкман : На ваш взгляд, назначение Косачева главой Россотрудничества касается только работы именно этого ведомства? Либо можно говорить о начале каких-то изменений, корректировке в политике России на постсоветском пространстве?
Лукьянов: Тот факт, что назначен Константин Иосифович Косачев, человек очень известный, влиятельный, активный и перспективный, показывает, что этому ведомству придается большее значение, чем это было до сих пор.
Я думаю, что с появлением Косачева ведомство получит новое дыхание. И в этом смысле это попытка продвинуть идею того, что Россия должна укреплять свое влияние в соседних странах.
Шейнкман : Как вы считаете, насколько изменится политика России в СНГ с приходом Владимира Путина?
Лукьянов: Владимир Путин, скажем так, никуда не уходил по-настоящему, поэтому сказать, что он начнет резко менять линию, вряд ли можно. Его приоритет 2009 года хорошо известен. Именно он был инициатором создания и развития Таможенного союза, превращения его в 2015 году в Евразийский союз.
Я думаю, что это направление будет основным вопреки тому, что принято говорить об этой организации, что это якобы воссоздание СССР и попытки каким-то образом вернуться на 20 лет назад. Это, конечно, совсем не так.
Принцип евразийской интеграции, предлагаемой Путиным, — это, скорее, чисто экономическая основа, вполне разумная, когда партнерам, соседям предлагается некая модель, выгодная им и взаимовыгодная, то есть экономически объяснимая и рациональная.
Комментарии