Русские промыслы: холмогорская резьба по кости

На фото: статуэтка из кости «Олени». © Фото: РИА Новости

Холмогорская резьбе по кости — русский народный промысел, возникший в XVII в. в селе Холмогоры (др.-русск. Ко́лмогоры из финск. kalma — «смерть» и kari — «утес»), пристани на р. Северная Двина в Архангельской губернии.

Расцвет промысла относится к XVIII в. После перенесения русской столицы в 1703 г. из Москвы в Петербург старый центр художественных ремесел Оружейная палата в Московском Кремле постепенно утрачивала свое значение.

Ранее в Оружейной палате работали резчики по слоновой кости (дорогому привозному материалу).

Центром народной резьбы, где в изобилии нашелся новый, более дешевый материал — моржовый клык и ископаемая кость мамонта, стал г. Архангельск и села, расположенные вокруг Холмогор (русские постепенно сближали финское название местности со словом «горы»).

Со временем всю северную резьбу по кости стали именовать холмогорской. Многие мастера из Холмогор с середины XVIII в. работали в Петербурге, поэтому этот промысел можно называть и петербуржским. Из резной кости изготавливали ларцы, шкатулки, кубки, табакерки, шахматные фигуры, ручки для тростей, медальоны, браслеты, туалетные коробочки. Шкатулки имели деревянный остов, который оклеивали тонкими костяными пластинками. Мастера применяли ажурную (сквозную) и рельефную резьбу, гравировку с окраской и сплошное окрашивание кости в желтый, коричневый, оранжевый или интенсивный малахитовый (зеленый) цвет. Под ажурную резьбу подкладывали цветную фольгу или блестящую слюду (рис. 178). Оригинальность и декоративность холмогорской резьбе придавало необычное сочетание русского народного «травного» орнамента и элементов городского барочного декора (рис. 179). Естественный кремовый цвет кости оттеняли ярким зеленым, чёрным, коричневым или красным «протравленным» рисунком. Определенное влияние на мастеров оказывали гравюры — книжные иллюстрации, прежде всего Библии Пискатора, издававшейся в России в 1650 и 1674 гг., а также книги «Символы и эмблемата», напечатанной в 1705 г. и переизданной в 1788 и 1809 гг. (см. эмблема). Сюжетные композиции, отдельные фигуры, орнаментальные обрамления соседствовали в произведениях резчиков с «веточками», «ягодками», «рокачками с усиками» (см. Рококо). Для ранних изделий типичен «глазковый орнамент» из кружочков с точкой посередине, для более поздних — своеобразно переработанный рокайльный орнамент. Оригинальны «ларцы-теремки» с высокой четырехскатной «кровлей». К концу XVIII в. многие мастера работали в Петербурге, изготавливали кресты, иконы с декором в технике высокого и низкого рельефа, большие кубки с портретными медальонами русских царей. Изделия становились все более вычурными, маньеристичными. В начале XIX в. в самих Холмогорах промысел постепенно пришел в упадок. Тончайшая техника была слишком трудоемка и требовала многих лет обучения. Вместо моржовой кости все чаще использовали цевку, а декор упрощали до примитива. Похожий промысел существовал в Тобольске, в Сибири. В 1929 г. в Холмогорах открыли косторезную школу, а в 1932 г. создали Холмогорскую косторезную артель имени М. В. Ломоносова (Холмогоры — родина выдающегося ученого; см. Усть-Рудицы). В наше время центром возрождающегося промысла стало село Ломоносово близ Холмогор.

Источник:  Голос России   Словари Яндекс

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *