Московскому Международному фестивалю, который называется Новый Европейский Театр (NET), не пристало верить в дурные приметы. Но и не заметить, что он проходит в тринадцатый раз (18-30 октября), тоже невозможно, считают его организаторы
Что сулит зрителю роковая цифра? «Как обычно, «окно в Европу», где нет ни языковых, ни национальных, ни жанровых границ. И хотя кто-то до сих пор в это «окно» не заглядывал, самое большое достижение фестиваля – это зритель», – утверждает арт-директор NET Роман Должанский:
«Я думаю, и сегодня достаточно много людей, которые, попав на какой-то спектакль фестиваля впервые, может быть, многое и не поняли бы. Но главный успех фестиваля в том, что он за это время успел сформировать свою публику. Люди уже знают, на что они идут, у них есть какой-то свой зрительский бекграунд, они готовы удивляться».
Фестиваль, правда, дает повод не только для удивления, но и недоумения. Скажем, спектакль норвежца Йо Стромгрена «Общество» идет без перевода. Но, как оказывается, переводить-то нечего: для каждого показа автор создает некую лингвистическую абракадабру, навеянную той или иной страной. Недоумение порою переходит в негодование – в частности, защитников животных. Труппа из Испании, которая называется «Мясная лавка», очень правдоподобно мучает на сцене кролика, который на самом деле остается живым и невредимым. Режиссер и видеохудожник Родриго Гарсиа уверяет, что вовсе не стремится к пропаганде жестокости. «Правда, в его театре говорят о том, что, в общем-то, неприятно слушать, — замечает организатор фестиваля театровед Марина Давыдова. — В частности, в Москве испанцы показывают спектакль «Смерть и реинкарнация ковбоя» – своего рода шаржи на общество потребления, созданные в брутальной эстетике».
«Это, пожалуй, самый опасный пункт нашей программы, и мы его немного побаиваемся. Но при всем том надо сказать, что Родриго Гарсиа – очень известная фигура европейского театра, при всей своей радикальности, хулиганстве, эпатажности уже встроенная в театральный истеблишмент. Я поняла, что надо пережить какой-то шок, чтобы войти в этот странный мир, который он творит».
Фестиваль NET, как всегда, представляет не только современную драматургию, но и классику. В этом году режиссеры предпочли Максима Горького – русского писателя и драматурга начала ХХ века. В России он признан классиком советской литературы. А теперь Горького оценили за рубежом. За последнее десятилетие, утверждают специалисты, ни одна крупная европейская труппа не обошла стороной его остросоциальную пьесу «На дне», в которой писатель первым в свое время вывел на сцену городские низы. Обитатели ночлежки для бездомных – воры, пьяницы, проститутки – подобно шекспировскому Гамлету пытаются разобраться в коренных вопросах бытия.
За эту пьесу взялся хорошо знакомый московской публике литовец Оскарос Коршуновас. В его спектакле обитатели «дна» сидят за длинным столом, в метре от зрителей и смотрят им в глаза, словно надеясь прочесть в них ответы на вопросы о смысле своей нелепой жизни. На обретение этого смысла нет никакой надежды – так интерпретирует пьесу Коршуновас. Подобным образом прочитывает другую пьесу Горького — «Дети солнца» выдающийся голландский режиссер Иво ван Хове, который приезжает в Москву впервые. Режиссер признается, что, ставя Горького, он чувствует себя так, как будто входит в клетку со львом. «Но мы ставили спектакль не про далекую и непонятную Россию прошлого века, — говорит он. — Меня в этой пьесе заинтересовали герои – это группа интеллектуалов, которые хотят изменить мир с помощью искусства. И в то же время живут в абсолютно блаженной изоляции от тех радикальных социальных изменений, что происходят вокруг».
«И через 105 лет после написания пьесы мы вновь оказались в той же точке, – замечает Иво ван Хове. — Мир пережил коммунизм, фашизм, нацизм, после этого мы все оказались в капиталистическом обществе, сотрясаемом кризисами. И мы вновь не понимаем, в какой момент живем. Что-то вот-вот должно произойти, но что именно, мы не знаем. Поэтому не ждите спектакль о русских, а скорее спектакль о людях, которые живут в сегодняшнем мире».
Нынешний фестиваль вообще призывает… не ждать. В отличие от персонажей известной пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», у которых до конца остается надежда, что неведомый, но желанный гость все же придет, организаторы NET говорят: «Годо не придет никогда, но и в его отсутствии театр остается разнообразным, смелым, свободным и увлекательным».
Источник: Голос России
Комментарии