Кавказские пленники объединяются («The International Herald Tribune», США). Возможно, сами лидеры США и России этого пока не видят, но сейчас они в одной лодке…

The International Herald Tribune

ИноСМИ:      Подобно героям рассказа Льва Толстого Россия и Америка оказались ‘кавказскими пленниками’. Обусловленная многовековой враждой непримиримость позиций участников конфликта, связывает им руки.

Однако если у русских за плечами больше двух столетий исторического, политического культурного и военного опыта, помогающего справиться с кризисом, то администрация Буша — новичок в регионе.

Это очень заметно. Главным аргументом администрации в пользу поддержки суверенитета Грузии стало наличие у этой страны редкого сочетания двух достоинств: 1) сильного проамериканского лидера Михаила Саакашвили — оплошности вроде ввода военного положения или захвата оппозиционных телеканалов ведь можно быстро забыть; и 2) трубопровода ‘Баку-Тбилиси-Джейхан’, соединяющего нефтяные месторождения Каспия с Черным морем.
В результате, последние четыре года Америка поддерживала Грузию деньгами и влиянием в масштабах, далеко превышающих любую возможную для себя выгоду.

Одна из проблем состоит в том, что ни ‘Баку-Тбилиси-Джейхан’, ни его столь разрекламированный газовый собрат Nabucco, не имеют ни малейшей надежды утолить энергетическую жажду Европы. Именно поэтому, задолго до нынешнего кризиса крупнейшие региональные инвесторы и ведущие страны потихоньку начали переключаться с Nabucco на российский трубопроводный проект ‘Южный поток’. Эти экономические реалии ничуть не изменились.

Другой опасный признак — преувеличенная риторика американских официальных лиц, свидетельствующая о непонимании того, что текущий кризис не уникален, но лишь продолжает длинную цепь кавказских межэтнических конфликтов.

Если учесть невежество западных СМИ в отношении Кавказа и политические амбиции сенатора Джона Маккейна (John McCain), для которого бичевание России — удобный способ доказать свою компетентность во внешней политике, нет ничего удивительного в том, что в результате мы получаем стандартную историю о вторжении России в Грузию.

Опасность этой упрощенной и ошибочной картины состоит в том, что она мешает Америке увидеть опасность, связанную с неограниченной поддержкой Грузии, а именно то, до какой степени внешняя политика США оказывается в заложниках амбиций региональных игроков, превращающих Америку вместе с Россией в кавказских пленников.

Возможно, сами лидеры США и России этого пока не видят, но сейчас они в одной лодке. Единственный выход для них — совместно работать над всесторонним урегулированием ситуации в регионе. Если этого не произойдет, прямая конфронтация с Россией может и не начаться, но Америка в любом случае окажется впутанной в кавказские страсти, как некогда Османская, Персидская и Российская империи до нее.

Тем не менее, способ стабилизировать ситуацию, способствовать самоопределению и демократии и восстановить в регионе подорванное доверие к Западу существует. Речь идет о создании международной миротворческой миссии с тщательно разработанным мандатом.

Критически важным для успеха такой миссии было бы открытое признание Западом того, что, если стороны не достигнут взаимоприемлемого соглашения, Южная Осетия и Абхазия должны получить независимость от Грузии по образцу Косово. На этих условиях и Южная Осетия, и Абхазия, скорее сего, признают западных миротворцев.

Когда будет получена поддержка абхазского и южноосетинского руководства, у России просто не останется выбора, кроме как поддержать размещение международных миротворцев. Через некоторое время Россия, возможно, даже сочтет это предпочтительным по сравнению с ролью единственного военного и экономического гаранта мира в регионе, — ролью, которую она вынуждена была играть последние пятнадцать лет.

Единственная отрицательная сторона данного предложения состоит в том, что Саакашвили, популярность которого базируется на обещании восстановить суверенитет Грузии над всей территорией страны, неминуемо сочтет это предательством. Эти амбиции в нем поддерживает часть грузинской политической элиты, до сих пор не распрощавшаяся с мечтой о грузинской империи от Черного до Каспийского моря.

Однако расставание с Южной Осетией и Абхазией, продемонстрировавшими непреклонное стремление к независимости от Грузии и пожертвовавшими с 1991 года ради этого тысячами жизней, может оказаться единственным способом обеспечить территориальную целостность остальной Грузии.

Просто невозможно поверить, что после последнего грузинского блицкрига, какая-либо из этих областей согласится признать над собой власть Грузии, хотя создание определенной формы конфедерации в отдаленном будущем все еще представляется возможным. Сама же Грузия остается кипящим котлом со множеством народов — случай сепаратистов из Абхазии и Южной Осетии просто наиболее очевиден. У Сванетии, Джавахетии и Мингрелии есть свои беспокойные местные и политические элиты. Иногда, как в случае с Аджарией, их можно подкупить, однако на Кавказе подобные договоренности всегда носят личный, а не институциональный характер.

В конечном счете, политической стабильности и территориальной целостности Грузии можно добиться, только если США, Россия и Европейский Союз будут координировать свои действия, как они уже делали, организуя мирный уход с поста предыдущего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.

Навязывание ‘косовского варианта’ всем сторонам конфликта поставит грузинскую политическую элиту перед ясным выбором: предложить другим этническим меньшинствам приемлемые условия, или расстаться с тем, что Шеварднадзе однажды назвал их ‘миниимперией’.

Абхазия и Южная Осетия примут международную миротворческую миссию только в том случае, если она будет одобрена Россией, которую они считают своим единственным настоящим другом в международном сообществе. Таким образом, дополнительным преимуществом подобной координации усилий станет начало диалога в тех практических областях, в которых Соединенные Штаты, Россия и ЕС разделяют общие цели.

Процесс выработки неимперской идентичности будет для Грузии болезненным. Однако, как и в случае с Россией и Сербией, в итоге это поможет достичь более надежного политического консенсуса.

Николай Петропрофессор политологии Университета Род-Айленда (University of Rhode Island). При президенте Джордже Буше-старшем работал в госдепартаменте США специальным помощником по политике в отношении Советского Союза.

Адрес публикации: http://www.inosmi.ru/stories/06/06/13/3482/243455.html

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *