Россия намерена присоединиться к Монреальской конвенции по страхованию авиаперевозок. Законопроект о ее ратификации поступит в Госдуму уже этой осенью
Если он будет принят, то ответственность авиаперевозчиков перед пассажирами многократно возрастет. Это касается не только компенсаций семьям погибших и пострадавшим в результате аварий, но и выплат в случае такой распространённой и банальной неприятности, как потеря багажа. Следует сразу пояснить, что Монреальская конвенция распространяется исключительно на международные авиаперевозки.
Сейчас российские семьи при гибели своих родственников в авиакатастрофе получают от страховых компаний сумму равную 10-20 тысячам долларов. В то время как размеры аналогичных выплат иностранцам составляют не менее 135 тысяч. Нередко возникает парадокс: при аварии одного и того же самолёта компенсации родственникам пассажиров – россиян и иностранцев – различаются в разы. Объяснение простое – Россия до сих пор руководствуется положениями Варшавской конвенции, принятой более 80 лет назад. При уровне цен в то время такая цифра компенсации была адекватной. Однако сегодня всё изменилось. А потому более десяти лет назад была принята Монреальская конвенция, которой ныне руководствуются 100 государств мира, говорит президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) Илья Кабачник:
«Конвенция призвана заменить старые документы, которые действуют с 1929 года. Авиация в то время, то есть международный рынок коммерческих перевозок пассажиров, и авиация в 2011 году – это существенная разница. Конечно, за это время назрела необходимость изменения законодательного режима».
Монреальская конвенция 1999 года ужесточает ответственность авиакомпаний и значительно упрощает механизм получения компенсаций. Например, если Варшавская конвенция предусматривала обязательное обращение потерпевших в суд при наступлении страхового случая, то теперь выплаты осуществляются сразу без каких-либо разбирательств. Кроме того, выплачиваются дополнительные деньги, если авария произошла по вине перевозчика.
В конвенции также закреплена ответственность перед третьими лицами. Скажем, если на ваш дом упадет самолет, то вы обязательно получите компенсацию. Подобные выплаты в Варшавской конвенции предусмотрены не были. Кроме того, этот документ имеет ряд досадных ограничений. Если вы, например, не успели подать судебный иск в течение недели за утерянный багаж, то на возмещение ущерба можете не рассчитывать. А если ваше дело тянется в суде более двух лет, то даже в случае катастрофы, повлекшей смерть родственника, преследование виновника будет прекращено: статья 29 Варшавской конвенции предусматривает «двухлетний срок исковой давности по искам об ответственности перевозчика».
Кстати, именно по этой причине родственники погибших в столкновении Ту-154 с грузовым Боингом над Боденским озером (тогда погиб 71 человек, подавляющее большинство – дети из России) безуспешно обивают пороги судов. А те, кому удалось получить компенсации, вынуждены довольствоваться суммами в 5 тысяч долларов.
После присоединения к Монреальской конвенции размеры компенсаций возрастут, но и риски страховых компаний тоже. Есть опасения, что это может повлечь повышение тарифов страховщиков и, как следствие, стоимости авиабилетов. Представитель РААКСа утверждает, что этого не произойдет. Ведь авиакомпании будут заинтересованы в том, чтобы снижать количество происшествий и улучшать безопасность полетов. Тогда и за страховку много платить не придется.
Что касается внутренних перевозок, здесь объемы страховых выплат регулирует общая норма гражданского права. Она гласит, что ущерб должен быть компенсирован в полном объеме. «Как ни странно это прозвучит, — отмечает Илья Кабачник, — но при внутренних перевозках сумма компенсаций выше, чем при международных». Сейчас в случае гибели пассажира она составляет 2 млн рублей (71 тысяча долларов).
Источник: Голос России
Комментарии