Международная конференция «Северным морским путем к стратегической стабильности и равноправному партнерству в Арктике» завершила свою работу
Главы российских министерств и ведомств, в том числе секретарь Совбеза Николай Патрушев, полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, министр транспорта Игорь Левитин, вице-президент РАН Александр Некипелов представили специалистам из США, Канады, Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии свое видение развития арктического региона. С 8 по 11 августа участники конференции на борту атомохода «Ямал» прошли от порта Варандей до порта Тикси и могли сами убедиться в преимуществах Северного морского пути.
Именно этим маршрутом следуют грузы из Европы в Юго-Восточную Азию. Пока большей популярностью Севморпуть пользуется у крупных российских компаний. Но все более заметный интерес проявляют и за рубежом, рассказал заместитель гендиректора по эксплуатации флота компании «Атомфлот» Андрей Смирнов:
«Вот уже третий год, как иностранцы заинтересовались нашим Северным морским путем. И если в прошлом году было транзитом проведено 4 судна, то в этом году только за первый месяц провели три. В планах еще 10-12 транзитных рейсов. Это сокращает путь из Европы в Юго-Восточную Азию в летний период минимум на две недели по сравнению с путем через Суэцкий канал и тем более вокруг Африки».
Некоторое неудобство вызывает тот факт, что из-за специфических климатических условий прохождение Северным путем возможно только в летне-осенний период – с июня по ноябрь. Но концепция ледокольного судоходства меняется — уже разрабатываются планы круглогодичного транзита. Безусловно, для этого потребуется большее количество ледоколов. Сейчас их у России 10. Этого мало, тем более что многие ледоколы в строю уже не один десяток лет, отмечает Андрей Смирнов:
«Учитывая тенденцию на увеличение грузопотока, нужны будут ледоколы нового поколения, которые могут работать как на морских участках, так и на мелководье. Такое решение уже принято. С 2012 года начинается финансирование строительства нового поколения ледоколов. И в течение 5-6 лет, надеемся, начнется поступление этой серии на замену ныне действующим ледоколам».
Обсуждали на атомоходе «Ямал» и вопросы сотрудничества в Арктике. Поскольку на борту собрались все представители приарктических государств, в первую очередь заинтересованных в экологической безопасности региона, были рассмотрены перспективы развития особого режима рационального природопользования и охраны окружающей среды в Арктике.
В то же время Россия еще раз дала понять, что от своих прав на Арктический шельф и его богатства отказываться не намерена. К 2013 году для комиссии ООН будут подготовлены данные, подтверждающие, что дно Северного Ледовитого океана является продолжением континентального шельфа российского полуострова Ямал. Недовольных таким положением вещей много, поэтому для защиты своих интересов – экономических и не только – в России формируют арктические войска под эгидой ФСБ. Их основа – полк морской пехоты в Мурманске и мотопехотная бригада в Печенге – составит порядка 10-12 тысяч человек. Согласно обнародованной в прошлом году арктической стратегии России, Арктика уже к 2016 году станет ведущей стратегической ресурсной базой страны.
Источник: Голос России
Комментарии