Приморская община староверов увеличилась на 30 человек. На историческую родину из Боливии вернулось ещё четыре семьи Мурычевых — 9 взрослых и 21 ребенок
Теперь они поселятся в Уссурийском районе, рядом со старшим братом Ульяном Мурычевым, который полгода назад приехал из Боливии со своей родней. Большое семейство уже давно мечтало вернуться на родину. Осуществить заветное желание помогла Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
История староверов берет свое начало в 17 веке. Тогда часть верующих не приняла церковные реформы того времени. Спасаясь от гонений, многие бежали на окраины России, в Сибирь и на Дальний Восток, селились там общинами и занимались сельским хозяйством, создавая крепкие хозяйства. Но с приходом атеистической советской власти в 1917 году уклад жизни староверов был разрушен. Они вынуждены были бежать от преследований за границу. В основном их путь лежал в Латинскую Америку, где можно было найти свободные земли.
Предки Ивана Мурычева бежали из Приморья в 1933 году, но завещали детям вернуться на родину, если изменится власть, которая не будет притеснять их веру. Сегодня мы выполнили просьбу наших бабушек и дедушек, говорит Иван Мурычев:
«Маленький был, как только книжки научился читать, меня потянуло сердцем в Россию. И до самого последнего дня в Боливии только и хотел в Россию. А когда услышал, что есть возможность уехать в Россию, наши рассказывали, хвалили там жизнь, сразу решил: надо уезжать. И теперь сам не верю, что уже здесь. Спасибо всем, кто нам помог».
Это большое счастье вернуться домой, туда, где жили твои предки, и где все говорят на одном с тобой языке, добавляет Терентий Мурычев:
«Они уехали из России, когда в стране очень трудно, когда произошел переворот, когда стали устраивать колхозы. По нашей религии невозможно было идти в колхоз. Тогда они собрались и пешком ушли за границу. Сегодня мы возвращаемся, потому что там, в Боливии, трудно стало жить. Болезней стало много, неурожайных годов. А здесь, в России, можно сеять, урожаи хорошие, вот и решили, что нужно вернуться в Россию и начать здесь жить. Брат Ульян сказал, что нам предлагают для жизни 4 района, но мы хотим посмотреть и выбрать, где нам будет лучше заниматься сельским хозяйством».
Мурычевы уже сегодня мечтают о новой деревне и домах, которые они построят вместе с братьями, надеются, что государство поможет стройматериалами. А в центре деревне обязательно будет церковь. Мы для нее уже и иконы приготовили, и книги, а может, найдем и те, которые оставили наши деды, когда бежали из России, говорит Терентий:
«В России еще где-то хранятся наши книги. Когда наши уходили, то заложили их в пещеру. И о том, где это, знал только мой дедушка. А тех, кто помнил, уже в живых нет. Две телеги были. И никто из нас не знает, где их заложили. Они побежали за границу и с собой только детей брали. А книги с телегами невозможно было везти, и оставили их в пещере».
Путь домой из Боливии был не только долгим – чуть меньше недели, сутки поездом до Сан-Паулу, затем самолетом до Рима, потом из Рима в Москву, и последняя точка Владивосток, но и трудным. «Многие отговаривали от этой поездки, — рассказывает 18-летний Дионисий, — говорили в России плохо, жизнь здесь тяжелая, разные страсти рассказывали, угрожали, но мы не поверили. Я ведь учиться хочу, в Боливии школы не было, а здесь обещали».
Учиться собирается и 16-летняя Катя. «Я родилась в Бразилии, прожила там несколько лет, пошла в школу, а потом мы уехали жить в Боливию, и на этом мое образование закончилось, и я очень жалею об этом, но надеюсь в России все наверстать», — добавляет Катя:
«Мы только два года учились в школе в Бразилии и на этом закончили, а в Боливии не было школы. В России собираюсь учиться, без школы никуда. Мне, например, хочется нормально работать. А хочу я рисовать, учиться рисовать. И я думаю, что у меня это получится. Мой дядя рассказывает, что там очень всем хорошо будет, свободно, принимают и понимают нас хорошо. И главное не считают чужими, как это было в Латинской Америке».
Старообрядцы одни из немногих, кто в современном мире хранит свои традиции и устои. Все женщины обязательно ходят в сарафанах, которые они сами и шьют, мужчины в косоворотках. Вот только брюки, обувь и верхнюю одежду покупают на рынке. Девушки выходят замуж начиная с 14 лет, юноши женятся с 19 лет, когда уже могут содержать семью. У 29-летней Александры уже 8 детей, она рада, что расти они будут в России:
«Я только за детьми буду смотреть, а муж будет работать. Жена всегда дома, готовит, шьет сарафаны, прибирает дом. Всему когда-то мама научила. Все сама и шью и вышиваю. А выросла я в Бразилии, потом переехали в Боливию. Россию мы знали по книжкам, читали сказки, учились по букварям. Вот вся и Россия наша была. Всегда думали вернуться. Бог помог нам добраться. Спасибо за все. Ехали долго, путь был длинный. Жили бы ближе, то давно бы приехали. А если бы не государство, то мы бы и не приехали».
Сегодня в Боливии остается много единоверцев семьи Мурычевых. Кто-то и не думает об отъезде, остальные ждут, когда мы устроимся, чтобы им приехать на все готовое, — шутит Александра. И тем не менее, по данным посольства в Боливии, документы на возвращение уже подали около тысячи человек. А главным препятствием является не отсутствие денег, а документов. Большинство представителей старшего поколения старообрядцев живет в Латинской Америке без документов. С этой проблемой столкнулась и семья Мурычевых. Мама этого большого семейства пока не может выехать из страны из-за отсутствия у нее паспорта.
Источник: Голос России
Комментарии