Лики и лица православной музыки

Почтенная древность и современный новаторский опыт – такова амплитуда «Академии православной музыки». Под этим названием в Санкт-Петербурге  уже в третий раз проходит международный фестиваль ансамблей духовных песнопений

В этом году он представляет участников из России и Болгарии, Греции и Грузии, Румынии и Сербии. Фестиваль пройдет с 4 по 29 июля. Если кому-то кажется, что православная музыка — это что-то однообразное и скучное, он сильно ошибается.

Во-первых, православные певческие традиции существуют на самых разных территориях земного шара и отмечены самобытными национальными признаками. А во-вторых, даже в одной только русской традиции эта музыка неоднородна – «у нее как минимум две ветви разного предназначения», — замечает в интервью «Голосу России» организатор фестиваля в Петербурге музыковед Екатерина Смирнова:

«Надо разделять православную богослужебную музыку, написанную для исполнения в храме, и так называемую паралитургическую музыку, то есть ту, что тоже написана на тексты церковных молитв, но предназначена для сцены. Конечно, это два разных вида песнопений. Те, которые написаны для храма, более строгие: в центре там — слово молитвы, и музыка лишь способствует определенному настроению. А паралитургические произведения более эмоциональные, более красивые и более субъективные, потому что в них заложено личное религиозное переживание композитора. С 19-го века уже сформировались вот эти две ветви православной музыки».

Атеистический 20-й век стал для России временем гонения и фактического вытеснения православной музыки в лоно исключительно Русской зарубежной церкви. Ее создавали преимущественно композиторы-эмигранты из России, такие как Николай Кедров или Евгений Евец. «Но как только в России изменились политическая ситуация и отношение к Церкви, произошло новое обретение вековой музыкальной традиции», — утверждает Екатерина Смирнова:

«В 1980-е — 90-е годы очень многие композиторы обратились к церковным текстам. В частности, Дмитрий Смирнов, Юрий Фалик, Александр Кнайфель, Альфред Шнитке — список можно продолжить. И в связи с тем, что православная религия вышла из-под запрета, композиторы стали обращаться и к собственно богослужебной музыке, то есть писать для церкви. Такие авторы, как правило, имеют духовный сан либо очень плотно связаны с церковной жизнью. Таким был, например, архимандрит Матфей Мормыль, таков диакон Сергей Трубачев, митрополит Иларион, композитор Кирилл Волков».

И все же! «Сегодня мало авторов, принадлежащих православной культуре». Таким наблюдением поделился в интервью «Голосу России» Андрей Котов, известный российский музыкант, лидер участвующего в петербургском фестивале ансамбля «Сирин».

«Как правило, композитор в нашем понимании — это человек, который отражает мир через себя, — полагает Андрей Котов. — И этот композиторский эгоцентризм мешает проникнуть внутрь церковной культуры. Назвать композитора, который ее правильно отражает, довольно сложно. Это, может быть, Владимир Мартынов, который в своем творчестве дает современный подход к этой теме, у Александра  Маноцкого есть интересные вещи, хотя они и не пишут произведения, в которых упоминается имя Бога, так сказать, на каждом шагу. Но этого и не нужно. Православная музыкальная культура это, в принципе, та музыкальная культура, которая отражает мир православного человека. То есть существуют традиция и личное отношение к ней человека».

«Сегодняшние поколения людей, — продолжает Андрей Котов, — имеют лишь осколки традиции. Вот, собственно, чем занимается ансамбль «Сирин»: все, что было разбросано, мы собираем воедино. Мы — люди, не имеющие традиции внутри себя, но пытающиеся ее понять. Сделав ее своей, мы будем и дальше существовать в этой культуре, а она будет развиваться вместе с нами и нашими последователями».

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *