В Москве начинается праздник кино

Тридцать третий по счету Московский международный кинофестиваль открывается сегодня в кинотеатре «Пушкинский» и соберет звезд не только российского, но и мирового кинематографа

И хотя сценарий церемонии держится в строжайшем секрете, некоторые ее детали уже известны. На ковровой дорожке, которая в этот раз будет зеленого цвета, непременно появятся создатели фильма «Трансформеры 3: Темная сторона луны», который будет показан на открытии. Это режиссер картины Майкл Бэй, американский артист Джон Малкович, один из самых востребованных молодых актеров Голливуда Шайа ЛаБеф и другие.

По словам программного директора фестиваля Кирилла Разлогова, ММКФ не так часто открывается мировыми премьерами американских блокбастеров, что, «безусловно, поднимет престиж Московского кинофестиваля».

За Золотых и Серебряных Георгиев будут бороться 17 картин, среди которых российских — только две: «Шапито-шоу», четыре хитро сплетенных новеллы про крымский отдых с участием Петра Мамонова, снятые авторами «Пыли», Сергеем Лобаном и Мариной Потаповой, и «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, чьи предыдущие фильмы участвовали в каннском «Особом взгляде». «Сердца бумеранг» — черно-белая история про 23-летнего помощника машиниста метро, который из-за болезни сердца может умереть в любой момент. Среди прочих конкурсантов есть несколько испаноязычных и итальянских лент (перекрестные года обязывают), а также, в качестве дани фестивальной моде, — два фильма из Азии: гонконгский детектив с расчлененкой «Месть. История любви» (Fuk sau che chi sei) Вонга Чинга По и «Открытка» (Ichimai no hagaki) 99-летнего японского классика Канэто Синдо, уроженца Хиросимы и трехкратного лауреата ММКФ (в 1961 году победил его «Голый остров», в 1971 году — «Сегодня жить, умереть завтра», в 1999-м — «Жажда жизни»). Теперь Синдо представляет прошлогоднюю ленту о крестьянине, погибающем во время Второй мировой, и тяжкой судьбе его вдовы.

Однако основной массив участников — из Восточной Европы, причем сюжеты фильмов подчеркнуто рифмуются. Например, «Кеды» (Kecove) двух болгарских дебютантов, Ивана Владимирова и Валерия Йорданова, — как и «Шапито», новеллы про молодых людей, которые отправляются на море, но только здесь историй не четыре, а шесть. Венгерское «Возвращение» (Visszateres) Юдит Элек — про семилетнюю еврейскую девочку, чудом избежавшую Освенцима, выросшую в Швеции и в психотерапевтических целях совершающую визит на родину, — перекликается, с одной стороны, с «Волнами» (Las Olas) испанского дебютанта Альберто Мораиса, где главный герой в поисках душевного покоя возвращается в приграничный городок, откуда в детстве бежал во время гражданской войны, и с «Иоанной» (Joanna) начинавшего в семидесятые польского драматурга и режиссера Феликса Фалька, где восьмилетняя Роза, увернувшись от гестаповцев в варшавском гетто, попадает к женщине средних лет, ждущей мужа с фронта и не очень-то готовой идти на риск.

Немец Кристоф Штарк экранизировал историю кровосмесительной любви великого австрийского поэта Георга Тракля и его родной сестры Маргариты, названную романтически: «Душе не место на Земле» (Es ist die Seele ein Fremdes auf Erden). У Жана-Марка-Барра, который играл у фон Триера в «Рассекая волны», «Танцующей в темноте» и «Догвилле», а затем вместе с Паскалем Арнольдом снял «Любовников» (1999) и «Слишком много плоти» (2000), тоже вышла история о запретной страсти — «Перевод с американского» (American Translation), про девушку и убийцу, как обычно у этого тандема — с большим количеством обнаженной натуры.

Вацлав Гавел, который был драматургом, диссидентом, президентом Чехословакии (1989-1992) и Чехии (1993-2003), впервые попробовал себя в кинорежиссуре: он представит в конкурсе ММКФ свой «Уход» (Odchazeni) — слегка абсурдистскую пародию на Чехова, в центре которой — фигура канцлера, вынужденного подать в отставку после долгих лет на посту и вывозящего имущество с правительственной виллы.

Судить картины предстоит жюри под председательством дочери Чарли Чаплина, актрисы Джеральдины Чаплин. Вместе с ней оценивать фильмы будут израильский режиссер и художник Амос Гитаи, кинематографист из Мексики Артуро Рипштейн, чьи картины дважды участвовали в конкурсе ММКФ, а также российский режиссер Николай Досталь.

В основной конкурс 33-го ММКФ вошло 17 полнометражных художественных картин из Польши, Италии, Грузии, Венгрии, Мексики, Китая, Японии и других стран. Россию представляют две ленты —  «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Сердца бумеранг» Николая Хомерики.

Наряду с уже традиционным конкурсом экспериментального кино под названием «Перспективы», в этом году в борьбу за главный приз ММКФ «Святой Георгий» впервые вступят и авторы неигрового кино. Председателем жюри здесь избран английский режиссер, создатель фильмов «И целого мира мало» и «Хроник Нарнии» Майкл Аптед.

Кроме того, устроители ММКФ организуют ретроспективу «1675 километров итальянского кино», в которую войдут как популярные во всем мире, так и неизвестные зрителям итальянские фильмы. Их демонстрация приурочена к Году Италии в России и России в Италии. Особое внимание будет также уделено кинематографу Испании, поскольку сейчас в России проходит год этой страны. «Картины испанских режиссеров есть и в основном конкурсе, и в конкурсе «Перспективы», — рассказал программный директор ММКФ.

Продолжится и программа «Выбор Миллениума», где ведущие российские режиссеры и актеры расскажут о своих любимых фильмах и о лентах, повлиявших на их решение работать в кино. К примеру, Рената Литвинова выбрала картину «Бульвар Сансет», Федор Бондарчук — «Империю страсти», а Филипп Янковский «Конформиста» Бертолуччи.

Лучшее русское кино войдет в «Российскую программу». 24 июня в московском Доме кино ее откроет обладатель спецприза Каннского фестиваля — фильм «Елена» Андрея Звягинцева. Всего зрители смогут увидеть 24 фильма, среди которых «Два дня» Авдодьи Смирновой, «Возвращение в «А» Егора Кончаловского, «Сибирь Монамур» Славы Росса, «Громозека» Владимира Котта, «Без мужчин» Алисы Хмельницкой и Резо Гигинеишвили. А в Белом и Малом залах по традиции будет представлена панорама новых документальных и анимационных фильмов

Основной интерес ММКФ в последние годы представляют не конкурсные фильмы, а всевозможные параллельные программы, разбросанные по городу. В кинотеатре «Пионер» покажут все произведения венгерского классика Белы Тарра, а в «Октябре» — ретроспективу Вернера Херцога из 12 фильмов, отобранных им самим. Помимо классических «Фицкарральдо» и «Агирре, гнев божий», режиссер привезет участвовавшую в Берлинале «Пещеру забытых снов», где новомодная технология 3D использована для рассказа о доисторических наскальных росписях. Всего в посвященной Херцогу программе «Искатель приключений» 12 фильмов, включая классические «Фицкарральдо» и «Агирре, гнев божий».

Покажут в Москве и кое-что из каннской программы: помимо «Меланхолии» Ларса фон Триера, которая и без того выходит в прокат 7 июля, будет «Артист» (The Artist), Мишеля Хазанавичуса — история звезды немого кино, актера, который не может приспособиться к звуковым фильмам. Жану Дюжардану, который его сыграл, в итоге досталась «Пальмовая ветвь» за лучшую мужскую роль. «Однажды в Анатолии» (Once Upon a Time in Anatolia) турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, трехчасовой экзистенциальный триллер, где полиция и преступник ищут закопанный неизвестно где труп, получил в Канне гран-при. Фильм «У нас есть папа» (Habemus Papam), где Мишель Пикколи изображает нерешительного кардинала, избранного в понтифики, а режиссер Нанни Моретти — его психоаналитика, призов не удостоился, однако критиками тоже был отмечен.

Обещают также обширную итальянскую программу, посвященную перекрестному году, с гала-премьерой «Валланцаски» (Vallanzasca — Gli angeli del male) Микеле Плачидо, отдельную секцию «Сделано в Испании» и еще множество разнообразных программ, в которых попадаются и эксперименты вроде гонконгского «Секс и Дзен 3D: Экстремальный экстаз» (3-D Sex and Zen: Extreme Ecstasy). Впрочем, на этот фильм в России тоже приобретены прокатные права.

В этом году деловая программа фестиваля состоит сразу из трех частей, причем все три раза внимание будет сосредоточено на налаживании взаимодействия между отечественной киноиндустрии и западными финансами — как бокс-офисом, так и инвестициями. В пятницу, 24 июня, состоится Международный форум финансирования киноиндустрии, в котором участвуют важные международные продюсеры, в воскресенье, 26 июня, — конференция «Перезагрузка системы международного продвижения русского кино» под председательством Константина Эрнста, а в понедельник, 27 июня, — Moscow Business Square, кинорынок, организованный совместно фестивалем и федеральным Фондом поддержки кино. Там планируется устроить Форум копродукций, включающий в себя 18 проектов из России, стран бывшего СССР и Европы, круглый стол, посвященный российско-итальянским совместным киновозможностям, и мастер-класс создателей фильма «Птицы» Жака Перрена и Жака Клюзо

По материалам российских СМИ.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *