Черная икра всегда считалась национальным символом России. Но сейчас 85% осетровых находятся на грани исчезновения
При царе Иване Грозном икра, как и осетры, стала непременным атрибутом царской трапезы. А с 16 века, после того, как ее отведал папа римский Юлий II, икра появилась и на столах европейских монархов. В наши дни ситуация изменилась: осетровые на грани исчезновения. В бассейне Каспийского моря их численность за последние 15 лет упала в 40 раз, а на Азове из-за браконьерского лова осетров и вовсе не осталось. Неслучайно, в Московском зоопарке, куда приходят посмотреть на редких животных, появился новый павильон «Аквариум осетровых рыб».
Рыбки поменьше плавают в небольших аквариумах, а более крупные экземпляры – в открытых прямоугольных бассейнах. Всего в экспозиции девять видов российских осетровых. В их числе самая крупная пресноводная рыба в мире – белуга. Она весит тонну и достигает четырех метров в длину. Есть еще редчайшие сахалинский и амурский осетры, калуга, шип, стерлядь, севрюга, а также знаменитый бестер – гибрид белуги и стерляди, полученный в СССР скрещиванием этих видов более полувека назад, рассказал ихтиолог Андрей Лапшин:
«В перспективе, конечно, запустить все виды, которые были на территории бывшего Советского Союза, такие как лопатоносы, амурский шип, и собрать полную мировую коллекцию осетровых рыб. В данный момент стоит задача создания коллекции отечественных видов, чтобы показать их народу и для дальнейшего разведения с целью сохранения популяции наших осетровых«.
Когда-то осетры жили во всех морях, омывающих Западную Европу, и заходили на нерест в европейские реки. Однако уже к началу XX века их почти полностью истребили. Лишь Россия стала исключением. Осетровые не зря считаются нашим национальным достоянием, поскольку именно русские сохранили их дольше всех и еще в XIX веке впервые в мире озаботились их разведением. Хотя в то время осетров было полно в водоемах Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, в Байкале и сибирских реках. В XX веке популяции осетровых в нашей стране сильно пострадали из-за строительства гидроэлектростанций на Волге, Дону и Кубани. Плотины перегородили русла рек, и рыбы лишились своих исконных нерестилищ. Но ниже плотин построили осетровые заводы. Они занимались искусственным оплодотворением, инкубировали икру и подращивали личинок до молоди, которую выпускали в реки. Правда, до недавнего времени, чтобы получить икру для разведения, рыбе вспарывали брюхо, в результате чего она погибала. Теперь этот варварский способ отошел в прошлое. Для активизации нереста рыб и стимуляции созревания половых продуктов используют гипофизарные инъекции, сказал Андрей Лапшин:
«Полученные продукты инкубируются в специальных аппаратах типа «Осетр», после чего молодь подращивается до определенного возраста, граммов до десяти, и выпускается в природу. Байкальский осетр – в Байкал, наши волжские виды – в Волгу«.
Все эти процессы в живой природе происходят медленно. Впрочем, и сами осетры, способные доживать до ста лет, достигают половой зрелости к 15-20 годам, да и воспроизводятся не ежегодно. Такая «неторопливость» в сочетании с другими угрозами не дает осетрам шансов на выживание.
По данным Международного союза охраны природы, 85% осетровых находятся на грани вымирания, многие занесены в Красную книгу. В России промышленный лов редких рыб полностью запрещен, а добыча ведется только для целей воспроизводства. Создаются специальные заводы для искусственного их разведения. Нельзя допустить, чтобы после 250 миллионов лет существования эта поистине царская рыба исчезла с лица Земли. Кстати, в Московском зоопарке осетров не только показывают посетителям, но и приумножают. Для этого созданы особые маточные стада.
Источник: Голос России
Комментарии