На сцене Московского драматического театра имени Пушкина показали комедию Шекспира «Много шума из ничего»
Премьерой комедии Шекспира «Много шума из ничего» на сцене Московского драматического театра имени Пушкина отметил свой день рождения художественный руководитель этого коллектива Евгений Писарев. 3 мая ему исполнилось 39 лет.
Писарев в столичных театральных кругах — фигура заметная, можно даже сказать модная. Его приглашают на постановки самые успешные театры – Московский Художественный, Ленком. Его работы тепло принимает публика. Критика же ворчит и никак не желает воспринимать спектакли Писарева всерьез, называя их «опрятным бульваром». И действительно, вряд ли кто-либо из коллег-режиссеров может потягаться с Евгением Писаревым в умении ставить спектакли легкого жанра – с выдумкой, истинным драйвом и хорошим вкусом. Достаточно посмотреть его спектакли по пьесам бродвейского драматурга Кена Людвига «Одолжите тенора» или «Примадонны».
«Бродвейские спектакли» — это ругательное слово только для театральных критиков, — убежден Евгений Писарев, — но не для простой публики. Однако, ставя их, попадаешь в странную ситуацию. Постоянно приходится оправдываться: извините, я праздничные спектакли делаю. Извините, после моих спектаклей люди счастливее выходят. — Я почему-то все время извиняюсь».
С классической драматургией Писарев, конечно, работал гораздо меньше: ставил, например, Гоголя, Диккенса. И вот – Шекспир – «Много шума из ничего». Первым делом режиссер отказался от апробированного перевода пьесы — «слишком рифмованного», «елейно сладкого», по его собственным словам, и заменил его подстрочником. «Наш спектакль должен отвечать сегодняшним ритмам», — замечает Евгений Писарев. И потому сюжетные перипетии комедии, которые и без того развиваются стремительно, он так динамизирует, что зритель, сидящий в зале, ощущает себя, как на американских горках.
«Много шума из ничего» однозначно комедией не назовешь, — утверждает Евгений Писарев, — там очень большие перепады: от драматических к комедийным сценам и обратно. И в этом смысле эта пьеса мне кажется наиболее жизненной, потому что в жизни не бывает все плохо или все прекрасно. Мне очень хотелось сделать Шекспира современно. И «Много шума из ничего» совершенно без насилия, гармонично переносится в наше время. Там, внутри пьесы, существуют музыканты. Так почему бы не позвать современную группу, которая играет современную музыку?.. Там, по сюжету, ребята возвращаются с войны. Так пусть это будет не какая-то далекая война, а случившаяся в наше время».
Между прочим, также свободно обращается с классической драматургией известный британский режиссер Деклан Доннеллан, который с русскими актерами поставил целую серию спектаклей по пьесам Шекспира, Пушкина, Чехова. И во всех «русских» проектах Доннеллана – а это «Борис Годунов», «Три сестры», «Двенадцатая ночь» — Евгений Писарев был ассистентом мастера и объездил с ним весь мир. Кстати, нынешним летом на Чеховском международном театральном фестивале московской публике будет представлен новый совместный проект – «Буря» Шекспира. «Работая с Доннелланом, – считает театровед Вадим Верник, — Писарев приобщился к европейскому мышлению, почувствовал европейскую свободу, научился не бояться выражать режиссерскую мысль».
«У него свежее современное мышление, — продолжает специалист, — нет еще режиссерской усталости, а есть хорошая доля озорства, авантюризма. Все мы меняемся, и Писарев в том числе, и я не удивлюсь, если в какой-то момент он поставит трагедию Шекспира«.
«Писарев – лукавый режиссер, — добавляет Вадим Верник, — он может взять и все развернуть на 180 градусов. И свою творческую историю в том числе«.
Источник: Голос России
Комментарии