3 мая, по предложению Международного общества солнечной энергии (МОСЭ), в мире отмечают День Солнца

С 1994 года таким образом привлекают внимание мирового сообщества к возможностям использования возобновляемых источников энергии. Впрочем, звезда по имени Солнце, дающая жизнь всему на Земле, заслуживает всеобъемлющего внимания, в том числе и художественного.

Фольклор народов России – не самой солнечной страны, как ни странно, буквально напоен Солнцем, считает директор единственного в мире Музея Солнца, созданного в сибирском городе Новосибирске, Валерий Липенков.

«В наскальных рисунках древних народов Сибири появились изображения горного козла, а рядом – солнце. Солнце задаёт ритм эволюции в любых аспектах – в философском плане, в физическом. Когда точка равноденствия передвигалась из одного зодиакального знака в другой, менялось мировоззрение людей«.


Скачать

Символы Солнца в русской народной культуре встречаются на каждом шагу. Но можно отыскать их и в профессиональном русском искусстве. Например, в XX веке: «Черный квадрат» Казимира Малевича! Да, именно эта перевернувшая основы искусства картина родилась благодаря Солнцу. Малевич оформлял сцену футуристической оперы «Победа над Солнцем». Вот тогда на занавесе появился первый черный квадрат, символизирующий солнечное затмение. Оставался всего лишь шаг к возникновению новой живописи – беспредметной. И Малевич сделал его: готовя брошюру по эскизам оперы «Победа над Солнцем», он представил «Черный квадрат» как манифест «нового реализма». Впоследствии Малевич дал имя этому «новому реализму» – супрематизм.

Среди композиторов самым неравнодушным к Солнцу был, конечно, классик ХХ века Сергей Прокофьев. Он даже создал рукотворную «Деревянную книгу» в переплете из двух простых досок, с корешком из грубой черной кожи, пробитой простыми гвоздями, и с железной застежкой. В эту книгу Прокофьев собирал автографы своих знаменитых современников, отвечавших на вопрос «Что вы думаете о солнце?» Научный сотрудник московского Музея Прокофьева Марина Рахманова считает это проявлением экстравагантности и парадоксальности Прокофьева:

«Экстравагантность есть и в самом вопросе Прокофьева. Но есть и закономерность в том, что он говорит именно о солнце, а не о луне или о небе. Это связано с его мировосприятием, с тем, что он видел в детстве – горячие степи под солнцем. Образ света и солнца для Прокофьева сквозной. Это и степное скифское начало, и светоносное русское начало. В его музыке вообще много солнца«.


Скачать

Кажется, первым человеком, кто назвал Прокофьева «солнечным соотечественником», была художница Наталья Гончарова – «амазонка русского авангарда». В «Деревянной книге» она оставила по-женски трогательную запись: «Очень хорошее ласковое слово: солнышко ясное, кажется, есть только по-русски«. А вот композитор Игорь Стравинский откликнулся по-деловому, но совершенно неожиданно: «Очень глупо, что по-немецки солнце женского, а не мужского рода«. Есть в коллекции и высказывания двух великих шахматистов: Хосе Рауль Капабланка без особых изысков написал, что солнце – это жизнь, а Александр Алехин выразился туманно: «Когда вижу Его, мир мятен«. Художник Михаил Ларионов нарисовал нечто, похожее на квадратную женщину, и подписал «Я сам солнце».

Ответом Прокофьева на поставленный им же самим вопрос можно, наверное, считать его романс на стихи Анны Ахматовой «Солнце комнату наполнило».

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *