Россия предлагает НАТО создать Центр обмена данными радаров для отслеживания запусков баллистических ракет
Это стало бы первым практическим шагом на пути сближения позиций Москвы и Брюсселя в строительстве общей европейской системы противоракетной обороны (ПРО), считает член президиума Общественного совета при Минобороны России Игорь Коротченко.
Сотрудничать в создании территориальной системы противоракетной обороны для Европы Россия и НАТО договорились еще на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года. С тех пор внутри альянса идут дискуссии о том, в какой степени может участвовать Россия в общем проекте. Наиболее конкретными можно назвать предложения о развитии информационного обмена по ПРО.
В чем же будет заключаться такой кооперативный подход? В Москве полагают, что Брюсселю пора переходить к конкретике и начать договариваться о контурах общего противоракетного щита. В качестве первого шага можно говорить о создании центра обмена данными о пусках баллистических ракет между Россией и НАТО, считает Игорь Коротченко:
«Первый практический шаг, очевидно, создание Центра обмена данными с радаров между Россией и НАТО для отслеживания пусков баллистических ракет. Сделать его несложно. У России есть хорошая система предупреждения о ракетном нападении. Мы можем эту информацию с терминалов выдавать, скажем, в штаб-квартиру Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе в бельгийском Монсе. Но это только первый этап. Дальше необходимо создавать орган, который мог бы оценить ракетные угрозы. То есть определить, кто может осуществлять удары по Европе? Сегодня в заявлениях Североатлантического альянса о странах, представляющих возможную угрозу, нет никакой детализации. НАТО говорит о 20 потенциально опасных государствах. Из них конкретно названы только Иран и Северная Корея. Где еще те 18 стран, которые могут стрелять по Европе?»
Россия способна взять на себя в рамках ЕвроПРО ответственность за безопасность Украины, Белоруссии и других стран СНГ, полагает военный эксперт. И тем самым гарантировать, что ни одна ракета, в том числе, как опасаются в НАТО, из Ирана, не поразит цель на территории этих государств, считает Игорь Коротченко:
«В рамках реализации программы ЕвроПРО чрезвычайно важно учесть интересы по прикрытию от возможных ракетных угроз не только Западной Европы, но и таких стран СНГ, как Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения и других. Мы знаем, что Минск сейчас активно укрепляет свои мощности по системе ПВО-ПРО. Киев, к сожалению, находится на обочине этого процесса. Переговоры между Украиной и Россией могут иметь реальные результаты, в отличие от тех, которые Киев ведет с Брюсселем. Там больше политического пиара и мало конкретных мер. Украина могла бы перевооружиться на российские системы С-300, которые являются на сегодняшний день последним достижением в области систем ПВО и нестратегической ПРО. Кстати, отмечу, уже достигнуто соглашение о том, что установки С-300 поступят в Казахстан. Необходимо укрепить противоракетный «зонтик» над Арменией. Для этого ей нужно дать в долгосрочный лизинг эти российские комплексы. Таким образом, можно построить единую систему стран СНГ в зоне ответственности России в рамках секторальной ПРО».
Российский специалист подчеркнул, что Москва согласилась участвовать в создании ракетного щита с Брюсселем на равноправных условиях. Прежде всего речь идет о строительстве именно секторальной ПРО. Ее суть в том, что системы противоракетной обороны каждой из сторон отвечают за свой участок и прикрывают друг друга. Россия берет на себя обязательства сбивать все ракеты, направленные на Европу и США, полет которых проходит над ее зоной ответственности. В свою очередь НАТО обязуется делать то же самое над своим воздушным пространством, если ракеты направлены в сторону России. Кстати, для отражения потенциальной угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи не обойтись без Москвы.
Траектории иранских ракет теоретически проходят через территорию России. Словом, без подключения России с самого начала к процессу планирования и принятия решений в отношении ЕвроПРО вообще невозможно говорить о ее всеобъемлющем общеевропейском характере, надежности и эффективности, считает Игорь Коротченко. В Лиссабоне Москва и Брюссель сделали лишь декларативный шаг к тому, чтобы вывести отношения на стратегический уровень. Теперь дело за реализацией принятых на саммите решений, то есть реального сотрудничества по ПРО.
Источник: Голос России
Комментарии