Союз «умер», да здравствует Союз

Двадцать лет назад на Всесоюзный референдум вынесли вопрос о сохранении СССР

По всей России и в некоторых городах СНГ левые партии 17 марта решили провести шествия и акции в память о событии двадцатилетней давности, когда в 1991 году на первый и единственный Всесоюзный референдум был вынесен вопрос о сохранении СССР.

О причинах и следствиях того, что результат голосования вошел в противоречие с дальнейшим развитием событий, политологи высказывают различные версии.

Еще в середине января грозового 1991 года Верховный Совет СССР принял постановление, согласно которому в бюллетени для тайного голосования были включены два варианта ответов «Да» и «Нет». Варианта «Не знаю» не было. Формулировка вопроса была такой: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

Более трех четвертей граждан страны, имеющих право голоса высказали желание сохранить обновленный СССР (приняли участие в референдуме четыре пятых населения страны). Как ни считай, выходит, что подавляющее большинство на основе прагматических соображений или эмоционально, по-соседски захотели сохранить то, что считали пусть и не очень щедрым, не очень ухоженным, не очень справедливым, но надежным щитом. Родиной и образом жизни. Тем не менее, центробежные силы не заставили себе ждать и вызвали парад суверенитетов.

Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что дело было в слове:

«Высшее руководство тогдашнего СССР совершило грубейшую ошибку, предложив вопрос именно в такой формулировке. Если бы Михаил Сергеевич Горбачев или кто-то, кто принимал соответствующие решения, предложили бы вариант «за сохранение союза на демократической основе«, я думаю, что результат был бы совершенно иной – сохранение прав республик, автономии и прочие вещи. Если бы тогда прозвучал вопрос подобного рода, может быть, очень многих проблем мы бы избежали. Тогда партии, которые считали себя антикоммунистическими, были категорически против этой формулировки, потому что опять стали рассказывать про социализм. Для чего? Какой социализм?«.

Тем не менее, бывшая великая держава (при всех ее язвах уравниловки и распределительной системы, подавления инакомыслия и богоборчества, ленинских зачетов и дефицита обыкновенного комфорта, самых больших в мире калькуляторов и вечнозеленых помидоров и поездок на болгарские пески только за стахановский труд) все-таки заслужила вотум доверия большинства людей за 70 лет своей железной мощи перед лицом внешнего врага и внутренних неурядиц. Чужим это все было для тех, кто не делил хлеб и радость пополам и бок о бок еще со времен крепостного права и самодержавия, а затем и довоенной разрухи и индустриализации. Для тех, кто еще до Второй мировой войны попробовал самостоятельность на вкус и еще помнил, что при мелком капитализме жить, в общем-то, сытнее.

Говорит Валерий Хомяков:

«Собственно, прибалты никогда не были неотъемлемой частью СССР. Это всегда был некий советский «Запад«. Похожая ситуация с Молдавией, Западной Украиной и Белоруссией. Не надо считать, что это геополитическая катастрофа. Это катастрофа иного рода и порядка. Это катастрофа для многих миллионов бывших советских граждан, которые оказались почему-то не в тех республиках, где бы хотели«

Занятно, что и в Прибалтике, как и в других регионах огромной страны, без ее человеческого согласия, за простых людей ее судьбу также решили политики. В частности, в Литве еще до референдума, 9 февраля, была проведена «избирательная консультация» – опрос жителей, итоге которого 90 процентов высказались за независимую демократическую Литовскую республику. Уже через три дня новое государство признала Исландия.

Еще одно мнение. Говорит Чрезвычайный и Полномочный посол Киргизии в России Улугбек Чиналиев:

«Даже сегодня, разговаривая с людьми, которые хорошо помнят тот период, многие высказывают большое сожаление, что жизнь изменилась, и во многих случаях – не к лучшему. Произошли события, которые потянули за собой целую цепь проблем, связанных с реальными бедствиями людей. В советский период мы не знали, что такое безработица. Мы не знали многие изъяны, которые появились на нынешнем этапе развития наших суверенных государств, в том числе и в Кыргызстане«.

Как показывает история, логика не политики, но здравого смысла и жизни рано или поздно расставляет все на свои места. Союз фактически уже возрождается: миллионами работающих в России казахов и киргизов, государственным договором о коллективной безопасности, Таможенным союзом и тем, что самые важные переговоры идут на русском языке.

 Аудиоверсия программы

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *