В Мадриде завершилась международная выставка-ярмарка современного искусства АРКО (ARCO), на которой Россия была представлена в качестве страны — почетного гостя
Престижный статус российских участников связан с особыми отношениями между Россией и Испанией в нынешнем году. Он объявлен перекрестным для двух стран, так что мадридская ARCO стала «культурным преддверием» официального открытия Года России – Испании (25 февраля).
На выставке-ярмарке в Мадриде, которая проводилась уже в 30-й раз, Россия не новичок, однако впервые выступала, что называется, широким фронтом, выдвинув более двух десятков представителей. Об этом в интервью «Голосу России» рассказала сотрудник российского Государственного центра современного искусства Ирина Горлова:
Скачать«АРКО имеет серьезную репутацию в художественном мире. Это не только ярмарка-продажа, одна из самых масштабных в Европе, — ей сопутствует большая параллельная программа: круглые столы, симпозиумы, различного рода мероприятия на нескольких площадках Мадрида. И впервые в истории АРКО в ее программе — и российские галереи, и крупные российские институции, которые занимаются современным искусством: государственные, общественные и частные. Понятно, что галереи рассчитывают, прежде всего, на привлечение к себе международного внимания, на пропаганду своих художников и на финансовую выгоду. Что касается остальных участников проекта — а это музеи и центры современного искусства или современной культуры, — то они были сосредоточены на стендовой презентации своей деятельности. Мы, например, демонстрировали деятельность нашего Центра как сетевой организации. Наш стенд был оформлен в виде интерактивной карты, которая разворачивается в большие видеопроекции и показывает работу Московского музея современного искусства и его филиалов в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Калининграде. Такая форма показа была не только нашим желанием, но и требованием оргкомитета АРКО, по которому на презентациях институций не могло быть оригинальных произведений искусства».
Кстати, для галеристов подобных ограничений не существовало: они участвовали именно персональными работами и почти все – весьма успешно. Из восьми российских галерей, пожалуй, в наибольшем выигрыше оказалась петербургская Галерея Марины Гисич. Европейские коллекционеры с удовольствием покупали представляемые ею объекты художницы Марины Алексеевой – кукольные домики с тщательно выполненными мини-интерьерами. Ушли в зарубежную коллекцию и очки-мониторы – технологические арт-новинки от московской группы «Электробутик» (Electroboutique) и галереи XL. С профитом осталась и московская Галерея Марата Гельмана, выдвинувшая, возможно, наибольшую группу художников.
Так, за работами Дмитрия Гутова – его железными конструкциями по мотивам рисунков Рембрандта — на ярмарке выстроилась настоящая очередь. Между тем, по словам совладелицы галереи Юлии Гельман, перед началом AРКО настрой у многих был пессимистический: «Мировая экономика по-прежнему в кризисе, и покупательской активности коллекционеров трудно было ожидать. Но вопреки этому, нашими художниками заинтересовались испанские коллекционеры, с которыми оказалось приятно познакомиться».
Скачать«Например, покупал у нас достаточно немолодой коллекционер, который собирает русское искусство первой половины XX века. Он остановился на соцреализме, а сейчас решил дополнить коллекцию современными работами. Понятно, что у него — глубокий профессиональный интерес, а не просто некое следование моде. Вообще, как оказалось, современная русская культура интересна испанцам, что, видимо, имеет под собой исторические корни. Симпатия на АРКО и к русским галереям, и к русским институциям была, и даже очень большая симпатия», — рассказала Юлия Гельман.
Предстоящий перекрестный Год России – Испании обещает немало поводов для проявления симпатии между двумя странами. Его сводная программа заключает в себя более 700 мероприятий, причем наиболее богатый раздел посвящен как раз культурному сотрудничеству.
Источник: Голос России
Комментарии