Латышская культура была создана в России («Суббота», Латвия)

17 февраля в Музее истории Риги и мореходства открылась выставка «Рига — Санкт-Петербург: люди, времена, традиции». Родители, приведите своих детей на эту выставку, чтобы они никогда не стеснялись того, что они русские в Латвии! Потому что этим непременно следует гордиться- пишет латвийское издание «Суббота«.

Почему-то в последнее время не принято вспоминать, что именно русская интеллигенция поддержала пробуждение латышской нации на рубеже XIX-XX веков.

Весь цвет латвийской культуры и вдохновители первой атмоды, чьими именами сегодня гордо названы улицы, театры и учебные заведения, учились, формировались и получили поддержку в Санкт-Петербурге.

Выставка в Музее истории Риги и мореходства наглядно расскажет о том, что:

Карлис Бауманис создал будущий гимн Латвии «Dievs, sveti Latviju!» в Петербурге.

Кришьянис Баронс получил поддержку в издании шеститомника собранных им дайн в Российской академии наук.

Кришьянис Валдемарс получил образование и сделал карьеру в Петербурге благодаря поддержке генерал-губернатора А.А.Суворова.

В Санкт-Петербурге были заложены основы современных латышских живописи, науки, музыки, литературы, военного и юридического искусства, журналистики, книгоиздательства…

По лекалам петербургских архитекторов, как из кубиков Lego, были построены самые красивые доходные дома Риги, которыми могли бы гордиться ведущие европейские столицы.

При поддержке русской интеллигенции родилась сама идея латвийской независимости. Именно в Санкт-Петербурге впервые было обнародовано требование употреблять в рижских госучреждениях латышский — до этого там господствовал немецкий.

В городе на Неве издавалась одна из первых газет на латышском языке — Pзterburgas Avоzes, критиковавшая немецких помещиков. В противовес Latvieрu Avоze, которая поддерживала власть баронов…

Выставка, созданная при поддержке латвийского фонда N.E.V.A., продлится несколько дней, после чего уедет в Санкт-Петербург, где будет открыта в Смольном.

На открытие выставки в Риге приглашены потомки Кришьяниса Баронса и Яниса Розенталя. Выставка открылась для публичного посещения с 16 часов.

Рожденные Россией

Самые видные деятели латышской культуры, политики и науки получили образование и возможность занятия любимым делом в Санкт-Петербурге, который стал второй родиной для младолатышей, которых сильно недолюбливали господствовавшие в то время в Латвии немецкие бароны.

Вильгельм Пурвитис (1872-1945) — художник, основатель и ректор Латвийской академии художеств

Выросший в крестьянской среде мальчик, никогда не видевший картин профессиональных художников, учился в Петербургской императорской академии художеств и был любимым учеником Архипа Куинджи, который за свой счет вывозил Пурвитиса в Европу. Окончил академию с Большой золотой медалью.

В 1890-е Пурвитис входил в российское художественное объединение «Мир искусства», основанное художником А.Бенуа и театральным деятелем С.Дягилевым.

Вернувшись в Латвию, Пурвитис основал в Риге Академию художеств. До сих пор остается самым известным пейзажистом Латвии. Особенно ему удавались снег и березы — очень русские мотивы.

Карлис Бауманис (1835-1905), композитор, автор национального гимна Латвии, активный участник первой атмоды

«Лучше быть дворником в Санкт-Петербурге, чем учителем в Видземе» — эту фразу приписывают выпускнику Валкской учительской семинарии Бауманису.

Он и вправду стал учителем в Видземе, но повздорил с местным пастором, которому не понравились национальные устремления педагога, и уехал в Петербург, где преподавал немецкий язык в Смольном институте, а в свободное время брал уроки у профессора Петербургской консерватории.

Карлис примкнул к кружку младолатышей, стал членом петербургского латышского читательского общества, сотрудничал с газетой Pзterburgas Avоzes. Там же, в Петербурге, написал в 1873 году будущий национальный гимн «Боже, благослови Латвию!» («Dievs, svзti Latviju!») и активно способствовал организации I Вселатвийского праздника песни, на котором будущий гимн был впервые исполнен.

Петербургский период в творчестве композитора длился до 1881 года, когда он окончательно переехал в Лимбажи.

Рудольф Блауманис (1863-1908) — латышский драматург и писатель, автор реалистической прозы о жизни крестьянства

Только перебравшись в Санкт-Петербург, латышский поэт и драматург смог свободно писать на своем языке. В Риге того времени повсюду царил немецкий.

В Петербурге Блауманис руководил сатирическим приложением к газете Pзterburgas Avоzes. Именно в российской столице Блауманис написал свою самую известную пьесу «Дни портных в Силмачах», которая до сих пор регулярно ставится в Национальном театре и срывает аншлаги на Лиго.

Кришьянис Баронс (1835-1923), писатель, фольклорист, собиратель дайн, общественный деятель

Генерал-губернатор Прибалтийского края А.А.Суворов помог крестьянскому сыну из многодетной семьи найти деньги на обучение в гимназии, а затем в Дерптском (Тартуском) университете.

Баронс редактировал одну из первых газет на национальном языке — Pзterburgas Avоzes, которая нещадно критиковала немецких дворян и ратовала за создание новой латышской словесности.

Императорская академия наук в Санкт-Петербурге издала за казенный счет знаменитый шеститомник дайн, невзирая на финансовые трудности военных лет. Когда фольклорист страдал от безденежья, ему помогал русский друг и ученик Иван Станкевич.

Кришьянис Валдемарс (1825-1891), писатель, фольклорист и просветитель

При поддержке генерал-губернатора Прибалтийского края А.А.Суворова (внука знаменитого полководца) стал студентом Дерптского (Тартуского) университета, где организовал кружок развития латышского языка и культуры, из которого вышло движение младолатышей.

Тот же Суворов помог Валдемарсу получить пост чиновника в Минфине Петербурга — должность позволила ему спасти от разграбления немецкими баронами латышские земли и хозяйства. Валдемарс разработал план развития судоходства в России, создал одиннадцать мореходных училищ в Латвии и Паланге.

С другими младолатышами издавал первую газету на латышском языке — Pзterburgas Avоzes.

Был принят в члены Российского императорского географического общества под покровительством великого князя Константина Николаевича. Конец жизни провел в Москве, где сотрудничал с газетами «День» и «Москва» в качестве эксперта по морскому делу и остзейскому вопросу.

Язеп Витолс (1863-1948) — композитор, музыкальный педагог, основатель Латвийской Национальной оперы и Латвийской консерватории

«Мне, ничтожному латышу, доверена такая честь…» — писал в своих воспоминаниях Язеп Витолс, который после смерти своего учителя Римского-Корсакова заменил его на кафедре композиции Санкт-Петербургской консерватории.

Витолс был близким другом Глазунова и Лядова, среди его учеников — Прокофьев и Мясковский. Участвовал в «беляевских пятницах» — творческих собраниях композиторов на квартире издателя и мецената Митрофана Беляева, в издательстве которого было напечатано большинство произведений Витолса того периода.

После революции уехал в Ригу, где стал одним из крупнейших представителей музыкальной культуры независимой Латвии — возглавил Латвийскую Национальную оперу, основал и возглавил Латвийскую консерваторию и Объединение композиторов.

В своей музыке синтезировал влияния европейской и русской традиций конца XIX века с использованием элементов латышского музыкального фольклора.

Янис Розенталь (1866 -1916) — художник, основоположник латвийской школы портрета

Учился в студии Маковского в Петербургской академии художеств. В годы учебы состоял в объединении латышских художников Rынis («Гном»). После окончания академии несколько лет проводил зимы в Петербурге, лето — в Латвии и в заграничных путешествиях. Основал в Латвии школу портретной живописи. В его честь названа художественная школа.

Латышские символы с русским акцентом

С Петербургом напрямую или косвенно связано создание большинства латышских национальных символов:

Гимн ЛР

Композитор Карлис Бауманис написал «Dievs, sveti Latviju!» в Санкт-Петербурге, где долгое время жил и работал.

Здание Сейма

Первый академически образованный латышский архитектор Янис Бауманис учился в Петербургской академии художеств, там получил диплом, и его первый крупный заказ на проект здания Лифляндского рыцарства в Вецриге — ныне здание Сейма.

Самая популярная латышская пьеса

Рудольф Блауманис руководил сатирическим приложением к Pзterburgas Avоzes и именно в Петербурге написал «Дни портных в Силмачах».

Памятник Свободы

Карлис Зале окончил Казанское художественное училище, а после работал в петербургских Свободных художественных мастерских. Вернувшись на родину, он изваял Милду, которую якобы позже спасла от «смерти» перебравшаяся в Россию рижанка Вера Мухина.

Источник: «Суббота«, Латвия

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *