19 января, когда православные христиане отмечают праздник Крещения Господня, в Москве, напротив Храма Христа Спасителя состоится открытие арт-объекта, аналогов которому в мире нет: это инсталляция из песка и льда “Союз Земли и Воды”.
У великого фламандского художника Рубенса есть картина с таким же названием, на которой изображены богиня Кибела с рогом изобилия в руке и бог Нептун с грозным трезубцем. Это аллегория союза двух стихий – Земли и Воды.
Российские же скульпторы вместе с коллегами из США, Канады, Португалии и Испании попробовали соединить две стихии буквально. О том, как возникла эта идея, в интервью “Голосу России” рассказалт автор проекта, россиянин Владимир Кураев.
“Скульптурная композиция была выполнена еще летом. В основе ее промоченный песок. Но наступила страшная жара! Мы поняли, что большая часть воды испарилась из песка. Осенью у нас родился план, как сохранить песочную композицию. Мы покрыли ее спреем из клея и воды. Эта пленочка не дала композиции рассыпаться. Никто в мире до нас не пробовал сохранить песочную композицию зимой. Нам удалось это сделать! И впервые мы добавили лед: теперь в одном павильоне представлены скульптуры и из песка, и изо льда. Ну а идея этого проекта – соединить две стихии: Воду (лед) и Землю (песок). Земля имеет цвет, а лед прозрачен, но в сочетании дополняют друг друга“.
Композиция посвящена Древней Руси. Напротив друг друга расположены скульптуры и панно, выполненные из песка и изо льда. Так, песчаная скульптура представляет собой копию знаменитой Церкви Покрова на реке Нерли. Построенную в 12-м веке недалеко от старинного русского города Владимира, эту церковь называют “белой лебедью” русской архитектуры.
Белокаменный храм стоит на заливном лугу, и во время весеннего разлива вода реки Нерли полностью окружает его. Как свеча, он возвышается над просторами лугов, отражаясь в водах… Песчаную копию шедевра мирового зодчества окружают скульптуры русских святых – Серафима Саровского, Сергия Радонежского, а за ними – батальные сцены из русской истории: Ледовое побоище на Чудском озере, где русские воины во главе с Александром Невским разгромили захватчиков – тевтонских рыцарей…
Знаменитый бой с татаро-монгольскими завоевателями на Куликовом поле: предводитель русского войска князь Дмитрий Донской с мечом в руках ведет в бой свою дружину… Масштаб этой песчаной композиции огромен – 7 метров в высоту и 25 метров в длину.
Ледовое же панно, расположенное напротив, представляет русский народ в моменты веселья, на празднике. Тут и ряженые с бубнами и дудочками, веселящиеся на Святках – в январские дни, начинающиеся после праздника Рождества Христова и длящиеся до Крещения. И тройка запряженных лошадей, несущая по снежной дороге девушку-красавицу. И сказочный герой Емеля, поймавший говорящую щуку. И вещая птица Гамаюн с человечьей головой, поющая людям песни и предсказывающая будущее…
А по центру ледового панно расположена копия иконы Спас самого известного древнерусского иконописца Андрея Рублева. Сама икона выполнена из песка, а ее оклад, то есть обрамление – изо льда. Владимир Кураев считает, что такое сочетание помогло выразить духовную мощь этой иконы, ее лучезарность.
“От ледяного оклада исходят ледяные лучи, как от солнца. Все это с подсветкой дает объем, как в 3D. Из-за разницы материалов эффект действительно необычный – подчеркивается воздушность, прозрачность иконы“.
Объединяют две части композиции часы, созданные наполовину из песка, наполовину изо льда и символизирующие быстротечность жизни, смену эпох и времен. Ну а в следующей работе Владимир Кураев обещает соединить уже три стихии – песок, лед и огонь.
Источник: Голос России
Комментарии