Тверь – город волшебный. Лингвистическая археология

В самом деле, Тверь – название старинного русского города, родственное слово с такими словами как «творить», «творчество», «утверждаю», «раствор», «творог», «твердить», «затвор», «творец». «Утверждаю», в смысле свидетельствую, и в смысле властном – подтверждаю, делаю твердым, мое слово твердое, не просто крепкое, а магически сильное, волшебное, верное. «Твердить», делать твердым, прочным.

«Твердить одно и то же», вероятно, какие-то магические слова, значит, затворять, закрывать, при этом повторять слова заклинания, защита жилища от злой потусторонней силы. Первые избы были без дверей на петлях. Был простой проем, который завешивался шкурами от холода, и заклинания здесь были просто необходимы, чтобы уберечься ночью, когда все спят.

Делать твердым – процесс, который представлялся нашим предкам волшебным – из жидкого молока получать твердый творог, или твердый хлеб из теста, твердую посуду из мягкой глины, твердый металл из расплава. И наоборот, растворять, например твердую соль в воде. При этом, вероятно, «твердили одно и то же». И, наконец, Творец, в смысле Создатель всего. И творец, в смысле мастер – творчество.

Итак, первое – творить чудо, волшебство, религия, заклинания, вера (т-вер). Тварь, в смысле продукт волшебства, чуда. По Далю, тварями в некоторых районах России называли чужестранцев необычно одетых. Второе – творчество, искусство, музыка, рисунки, ремесла. Все, что подпадает под определение творить и требует не обычного мастерства.

Третье – утверждать, здесь властность, зачатки государственности. До сих пор чиновники так визируют документы. Утверждать, значит свидетельствовать, стоять на своем, например в суде. Четвертое – твердить, делать твердым, прочным, надежным, затворять, затвор ружья, закрывать. Затворять раствор, затворять дверь, двор, дворец. Какие основополагающие понятия для русского языка являются родственными с названием простого губернского центра – Твери. В первую очередь, в смысле твердить – «твер». Что такое твердили в этом месте наши предки, да еще с элементами волшебства и творчества?

Мы берем на себя смелость утверждать, что Тверь – старейший, реликтовый город северной Руси (относительно Киевской). Еще не было Новгорода и Москвы, христианства и Рюриков, возможно, еще не было Перуна, а Тверь уже была. Но люди как-то жили в те далекие времена, во что-то верили. Посмотрим ближайшее окружение – Новгород – всего лишь новый город, Москва – в переводе с мордовского всего лишь «коровья речка». Заселение Новгорода и Москвы славянами шло, вероятно, из Твери.

Поэтому, наверное, тверские легко приживаются и в Москве, и в Питере. Тверь была стратегическим центром, обусловленным географическим положением и транспортными, водными артериями, реки Волга и Тверца. Что означает слово Волга? Вольга, вольготно, вольно, просторно? В истоке Тверцы находится город Вышний Волочек, соединяющий центральную Россию через Новгород с Балтикой и Европой. А значит, и с волшебными заморскими странами.

Из названия Вышний Волочек следует, что был, вероятно, и нижний «Волочек», или волок, по которому из реки в реку тащили посуху лодки, например, Волок Ламский, то есть современный Волоколамск. Тверца не что иное, как волшебная дверца, а название Тверь означает твердый, волшебный контроль над этой транспортной артерией. Как этот контроль проявлялся? Вероятно, это была крепость, собственно Тверь, и располагалась она в месте слияния Тверцы и Волги, на месте нынешнего речного вокзала.

То, что крепость была волшебной, подтверждается самим названием, иначе ее назвали бы собственно крепостью. Причем волшебность Твери-крепости была важнее силового контроля. Тверь была, вероятно, религиозным центром, в котором жили волшебники. Должно было быть и внешнее подтверждение волшебности Твери. Мы видим такую возможность только во внешней отделке крепости.

Она просто должна была быть богато украшена резьбой по дереву и представляла собой что-то необычное и красивое. Петр Первый, как известно, прорубил в Европу окно. А дверь гораздо раньше прорубили простые тверские мужики.

Что творили черти, вполне реальные персонажи, только ряженые и крашеные, украшенные рогами? Возможно, забавлялись, пугая обывателей. Помимо этого, видимо, черти занимались чем-то еще. Черты, чертежи, рисунки, естественно, не простые, а магические. Вероятно, резьба по дереву, украшавшая постройки, служила не просто украшением, а была оберегом, защищающим здания от нечистой силы. Черти вполне могли сначала пугать людей, а затем предлагать услуги по защите.

Знакомая схема, не правда ли? «Черт знает, что такое», – говорим мы о чем-то из ряда вон выходящем. Здесь очевидно мнение, что в этом может разобраться только черт. «Где тебя черти носят?» Что за ритуалы совершали черти, нося кого-то, скорее всего, на руках? Или «черт побери». Интересно, что именно побирал черт. «Чем черт не шутит?» Все-таки черти любили пошутить. «У черта на рогах» или «у черта на куличках».

Что такое «кулички» – мы не знаем, но наверняка где-то очень далеко. «Черт с тобой»: будь по-твоему, только отстань. «Не было печали, так черти накачали». Вероятно, черти пошутили над кем-то или озадачили чем-то. «Первая жена от Бога. Вторая от человека. А третья от черта» (из Даля). Эти очень древние, но жизненные выражения дошли до нас с тех пор, когда черти и ведьмы были повседневными персонажами. «Ведь Ма», знающая Ма, вероятно, самая старая и самая опытная женщина в роду. Она то, скорее всего, и «твердила одно и то же».

Женщины в те далекие времена «орали благим матом», матерились при родах, особенно при первых, самых тяжелых, то есть становились матерьми. Мат, разумеется, был не нынешний, а заветный, применяемый при родах, но родители, вероятно, упоминались. Мужчины, в отличие от женщин, бранились. Например, на поле брани. Чем защищались в бою. Слова «брань» и «броня» родственные. И всем им было «на роду написано».

Вероятно, ведьмами, которые все ведали, сразу после рождения на теле ребенка писалась, то есть рисовалась, его судьба. Пол в избах делился на мужской и женский. То есть мужская и женская половина. А жили в избах не семьями, а родами. Возможно, происходило это в те времена, когда братья славяне еще жили вместе.

Для нас остается загадкой, кто были первые жители Твери, как именно они «твердили» и когда Тверь была основана. У тверичей была, если не письменность, то какая-то ритуальная знаковая система. Было бы интересно разыскать этнические образцы и расшифровать их. Очевидно, что Тверь была независимым, славянским, государственным образованием. Основание Твери было событием, поэтому город и получил такое самобытное, волшебное имя.

Тверь – волшебный город и в нынешние времена. Черти, как и ведьмочки, вполне симпатичные, встречаются до сих пор, правда, без рогов. Черти и ведьмы теперь христиане, хотя повадки у них прежние. У нас волшебно низкие цены по сравнению с Москвой. Но и зарплаты не такие большие. Некоторые утверждают, что видели пролетающую над городом Жар-птицу. Гуляют по городу также «огнегривый лев и вол, исполненный очей, с ними золотой орел небесный».

Многие считают Тверь дверью в потусторонний мир. Духи наших предков незримо присутствуют в городе, то помогая, то мешая ныне живущим. А район церкви Белой Троицы – живая иллюстрация к книгам Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова. Особенно ночью при луне. Еще в городе живет Гений, вернее, Дух Гения и покровительствует всем творческим людям. Нынешняя застройка города определилась при Екатерине Великой.

По сути, Тверь – третий европейский город в России после Питера и Москвы. И расположен удобно. На пути следования из Москвы в Санкт-Петербург находится в Твери императорский Путевой дворец, ныне Тверская картинная галерея. А рядом – в здании реального училища – краеведческий музей. Так что заезжайте и вам повезет увидеть Жар-птицу.

Источник: “Тверская газета“, Тверь

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *