«Чудо» российского автопрома — автомобиль-гибрид от олигарха Михаила Прохорова — будет называться «Ё». При этом авторы названия совершенно не видят никакой опасности в созвучии русской буквы словам, которыми водитель российского автомобиля обычно клянет своего «железного коня». Напротив, топ-менеджеры ООО «Городские автомобили» и «Онэксим» уверены, что нащупали свой вариант русского «I» от Apple. Что же касается технических характеристик «гибрида», то все они пока только в проекте.
Фотолента: «Гибрид будущего»
В головах российских инженеров российский гибрид будет самым экологичным, дешевым, надежным и проходимым. О том, сможет ли новый автомобиль завоевать мировой рынок или остановится лишь на российском, станет ли русское «Ё» лучше зарубежного «i», Накануне.RU рассказали руководитель отдела стратегического маркетинга ООО «Городские автомобили» Дмитрий Ярота и обозреватель журнала «За рулем» Игорь Моржовед.
Вопрос: Вы выпускаете автомобиль с таким необычным названием. Причем, пока все, что есть от автомобиля – это именно название. На что вы рассчитываете?
Дмитрий Ярота: В первую очередь, когда мы давали такое название, мы рассчитывали, что оно выпадет из привычного ряда названий и брендов. Второе: буква «Ё» — категорическое заявление о родине автомобиля. Она однозначно демонстрирует принадлежность к российской технической мысли. Ведь технологическая составляющая основана на ноу-хау именно российский ученых, инженеров-изобретателей. Действительно, этот бренд будет по-настоящему дерзким, как по позиционированию, так и по начинке. Как я сказал, все технологии, которые там применяются – это уход от классического понимания электромобиля.
Справка Накануне. RU: Народный автомобиль Прохорова мог получить и иные названия. Изначально имя российскому гибриду пытались найти на конкурсе названий в рамках проекта «Гордской автомобиль». Однако, ни одно название пяти победителей конкурса не пришлось по душе разработчикам. Среди пяти финалистов названия: «777», «27», «Аванс» и «Колесница» и «Аз».
Отметим, что имя машине дал Художник, дизайнер Владимир Цеслер автор названия белорусский художник дизайнер Владимир Цеслер. «На вопрос, как его угораздило придумать такое название, он ответил просто: «Увидел автомобиль и невольно вырвалось «Ё-мое!», — сообщает официальный блог проекта. К слову, идея красить модель в два цвета также принадлежит известному художнику Владимиру Цеслеру.
Вопрос: Это будет одна из самых дешевых моделей автомобиля-гибрида, однако названием вы как будто ограничиваете свою аудиторию российским потребителем. Это специально?
Дмитрий Ярота: Все как раз наоборот. Дело в том, что буква «Ё» — это то, что заставит воспринимать Россию на Западе. Это та же политика Apple, только с нашей стороны. Точно также как они нас заставляют принимать свои фишки, и не дают поменять «I» в Iphone на нашу букву «Я», так и мы будем продвигать «Ё» там. Фонетическое «Ё» хорошо заменяется в английском языке, превращаясь в your. Отсюда многочисленные варианты, Your life, your choice, your car. Так будет звучать и продвигаться название на Западе. Безусловно, мы будем интегрировать туда наш продукт, и им придется его воспринимать именно так. Для них, к тому же, это привычно.
Вопрос: Какова ваша цель?
Дмитрий Ярота: Наша цель – машина в каждую российскую семью.
Вопрос: Вы, действительно, хотите пересадить российского потребителя на новые отечественные гибриды?
Дмитрий Ярота: Да.
Вопрос: Но сейчас на нашем рынке продается очень небольшое количество «гибридов» — около 100 штук в год. Вы считаете, вам под силу в корне изменить ситуацию?
Дмитрий Ярота: Дело в том, что, действительно, это принципиально другой гибрид. В нем нет этой дорогой литий-ионной батареи, при производстве, которой, как и при утилизации, кстати, уже портится экология. В «Ё» будет применяться разработка российских ученых, суперконденсатор, который на порядок дешевле. Самое главное – он выдерживает процедуру многократной зарядки и перезарядки.
Вопрос: Суперконденсаторы были не вчера изобретены и на Западе также хорошо известны. Вы хотите сказать, что иностранные инженеры упустили золотую жилу?
Дмитрий Ярота: На Западе вынуждены делать свои гибриды на базе своих производств, поэтому они в некоторой ловушке. Поэтому они вынуждены использовать не самые оптимальные варианты. Мы же начинаем с нуля. И в этом наше преимущество. Машина получится гибридная, с расходом топлива три-четыре литра. Кроме того, мы сделаем модификацию на природном газе, что позволит сделать экологические характеристики машины максимальными. Люди воспримут эту машину как самый естественный способ передвижения.
Справка Накануне.RU: Ё-мобиль» — автомобиль-гибрид, который будет выпускаться в кузове хэтчбека и кроссовера. Машину оснастят 70-сильным электродвигателем и 0,6 литровым мотором, который будет работать на природном газе и вырабатывать энергию для подзарядки батарей в движении. Проехать без дозаправки авто сможет 400 км, а его максимальная скорость 120 км/ч. Прототипы машины появятся уже в декабре 2010 года. Базовая стоимость варьируется от 350 до 450 тыс. руб.
Вопрос: А как быть с тем, что «гибрид» в принципе в мире еще не слишком популярен? Это машины скорее для особого клуба фанатов.
Дмитрий Ярота: Сейчас да, вы правы. Но посмотрите, как быстро ломается человеческое сознание! С теми же сотовыми телефонами. Автомобилестроение – отрасль, в которой ничего нового не происходит. Новые модели — это только украшение старых и попытка выжать все, что еще осталось из двигателя внутреннего сгорания. Но и слова нет о том, чтобы перейти в какую-то новую технологию.
Вопрос: 350-450 тысяч рублей — достаточно высокая цена для России. Продукция «АвтоВАЗа», к примеру, несколько дешевле. Как вы потесните его с рынка?
Дмитрий Ярота: Скажем так, что возможно, что мы прорабатываем направление по поставкам наших агрегатов и на «АвтоВАЗе». Но если говорить о самой цене, то заявленная цена – не окончательна. Мы все сделаем, чтобы она была минимальна. Плюс, к этому у нас есть идеи по ноу-хау в технологии продаж.
Вопрос: Можете сказать, кто ваш основной конкурент?
Дмитрий Ярота: Положа руку на сердце, скажу, что иностранные гибриды нам не конкуренты. Наши конкуренты – это машины, построенные точно по такой идеологии и по внутреннему построению привода. Таких пока нет, мы, по крайней мере не знаем.
Вопрос: Где планируется производство?
Дмитрий Ярота: Все будет в России. Но создаваться будет с нуля.
Вопрос: А каковы планируемые производственные мощности?
Дмитрий Ярота: В начале проекта озвучивалось, что первые мощности – 200 тыс. в год. Но производство будет децентрализовано. 400 компонентов, из которых состоит автомобиль, будут собираться на местах.
Вопрос: Российском потребителю low-cast автомобилей, нужна машина универсальная, в которой можно и на дачу, и по городу ездить. Вы, думаете, справитесь?
Дмитрий Ярота: Да, конечно, про это можно даже не говорить. Это само собой. В плане пониманию безопасности у нас есть свое идеальное решение. Очередное российское ноу-хау.
Разработчики могут обещать, что угодно, но, пока у машины нет даже концепта, говорить о чем-то рано, считает обозреватель журнала «За рулем» Игорь Моржовед. А сейчас у компании есть только «пиар».
«Нет еще этого автомобиля в природе. Никто его не видел, не знают цену, все разговоры о ней — это лишь разговоры. Потому что те компании, которым заказаны разработка этих узлов, эти деньги не получали и работают на честном слове. Пока сама идея дешевого электромобиля стоит очень больших денег. Очень больших. Таких денег на это не выделяется. К примеру, Nissan потратил на разработку электромобиля порядка 400 млрд долларов. У нас объявленные 100 млн евро до сих пор не перечислены. Насколько я знаю, деньги перечислены на пиар», — заявил он Накануне.RU.
Между тем, качество самого «пиара» также критикуется профессионалами. Излишняя эпатажность может пойти во вред новому продукту Михаила Прохорова, считает исполнительный директор РА «Дельта-План» Станислав Черный.
«Звучит круто! Но только если наша аудитория до 25 лет. Люди постарше просто не поймут. В этом плане народные победители чемпионата по неймингу — «Аз» и прочие – гораздо перспесктивнее. Получается этакий первый русский хип-хоп мобиль. Сокращенно «ё-бль». При этом намек на «ненормативность», мне кажется, это особый расчет — сделать старт-ап марки эпатажным, а далее «выпрямить» грамотной PR-стратегией, репортажиками про «профессор, она шевелится!». Рискованно, но в духе времени. Однако, на пользу это продукту не пойдет», — рассказал он Накануне.RU.
Комментарии