Классики попали в эксперимент. Альтернативный учебник классической русской литературы создают известные писатели современности

В России готовится к выпуску школьный учебник по литературе, аналог которого вряд ли существует в мире. Его создали не специалисты-литературоведы, а самые известные сегодня в стране писатели, поэты и драматурги.

Более сорока «лучших перьев» современной России — а среди них Андрей Битов, Людмила Петрушевская, Дмитрий Быков, Ольга Славникова — взялись за создание экспериментального учебника, состоящего из статей о классиках русской литературы — от Пушкина до Солженицына. У каждого из авторов, конечно, нашлись свои причины, чтобы заняться этой работой. Лауреата премии «Русский Букер» Ольгу Славникову, например, до сих пор не отпускает «школьная травма», полученная в процессе изучения литературы в советские времена. Тогда, вспоминает она, учителя-словесники, как правило, навязывали ученикам определенный набор представлений о писателе и мало интересовались личным мнением школьника.

Сегодня такого догматизма нет. Но есть другая проблема: дети, подростки мало читают художественную литературу. Об этом с тревогой говорят, кстати, не только в России, но и в других странах. Как вернуть интерес молодежи к классике? «Нужен не отстраненный, суховатый взгляд литературоведа, а очень личное высказывание писателей о своих любимых авторах», — выразил уверенность в интервью «Голосу России» Вадим Левенталь, представитель петербургского издательства, выпускающего учебник.

«Мы не ограничивали свободу наших авторов, не подсказывали, что и как им писать. Например, сейчас в Интернете можно найти статью о Пушкине, созданную для учебника известным драматургом Людмилой Петрушевской. Статья вызвала волну возмущения среди первых ее читателей: «Разве можно ученикам предлагать настолько личный взгляд на Пушкина?» Это, действительно, одна из самых субъективных статей сборника. Петрушевская передает биографию Пушкина в свойственной ей сказовой манере. И многих это задело. Но мне кажется, это как раз очень здорово», — заметил Вадим Левенталь.

Издатель обращает внимание на оригинальные повороты в статьях других авторов. Так, писатель Сергей Носов представляет Федора Достоевского как создателя огромной галереи портретов чудаков, которые встречаются в реальной жизни. Роман Сенчин трактует в контексте современных угроз творчество Леонида Андреева, жившего в начале XX века и, в частности, писавшего о терроризме.

Однако сами авторы статей о литературных классиках не видят чрезмерной субъективности в своих работах и в очерках своих коллег. Дмитрий Быков, обладатель главной российской премии по литературе «Большая книга», например, в интервью «Голосу России» заметил:

«Я еще и школьный преподаватель с довольно большим стажем, и вот сейчас только что пришел с урока. Я абсолютно убежден, что эту книгу можно рассматривать как учебник литературы, очень дельная книга получилась. Вообще, писатели, как правило, демагогией не занимаются, когда говорят о литературе. Я же постарался в краткой форме изложить ситуацию с современным прочтением Максима Горького, попытался ответить на вопросы, в чем причина его феноменальной прижизненной славы и посмертного уважения. Мне интересно было проанализировать его успех в начале ХХ века: какую такую концепцию предложил он миру, что все в него влюбились?»

Но действительно ли ждут этот учебник в школе? Московский учитель Ирина Семенова в интервью «Голосу России» ответила так:

«Учебник, созданный писателями, — это всегда интересно. Потому что наверняка любой автор выбирает что-то для себя дорогое, близкое и делится своими мыслями. Это интересно как эксперимент».

Положительная сторона эксперимента, признают специалисты, состоит еще и в том, что, читая размышления о классиках, школьники узнают имена современных писателей, которые, возможно, когда-нибудь тоже станут классиками.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *