Перемены, произошедшие за 10 лет (с августа 1998 г.), оценивает Financial Times (полный текст на Inopressa.ru).Спустя десять лет в России бум, долги выплачены, инвалютные резервы растут, а отели полны западными бизнесменами. Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин на саммитах гнут свою линию, провозглашая, что Россия вернулась в круг самых влиятельных держав мира.
Метаморфоза России после 1998 года началась еще в самый разгар кризиса. Девальвация стала стимулом для отечественного производителя. Владимир Путин установил стабильность ценой агрессивной атаки на гражданские свободы. И наконец, что всего важнее, средняя цена на нефть выросла с 12 долларов (в 1998 году) до нынешней отметки в более чем 125 долларов.
Прибыли от экспорта нефти и газа текут в основном в Кремль в виде налоговых отчислений, создавая беспрецедентные возможности для трат на общественные нужды, но также для незаконного обогащения частных лиц.
ВВП растет в стремительном темпе – более 6% в среднем. Положительные последствия этого феномена поначалу сказывались в основном на жизни богатых, но теперь распространяются и на растущий средний класс.
Но даже спустя десять лет после 1998 года Россия не так сильна, как думают ее лидеры. К уровню 1989 года экономические показатели вернулись лишь в прошлом году. Миллионы людей живут в бедности, так что средний доход на душу населения в год, измеряемый на основе паритета покупательной способности, составляет всего 14700 долларов. Для сравнения: в Польше – 16300 долларов.
Бедности сопутствует колоссальный дефицит в сферах образования и здравоохранения. Численность населения – на данный момент 143 млн человек – сокращается столь стремительно, что демографическое восполнение является одной из приоритетных задач страны. Правда, Россия находится в том же положении, что и Западная Европа, но она менее открыта для иммиграции и еще больше страшится последствий таковой, особенно в малонаселенной Сибири, граничащей с Китаем, где проживает 1,3 млрд человек.
Кроме того, хотя Россия и взяла курс на диверсификацию, она по-прежнему находится в зависимости от нефти и газа, составляющих около 20% в общем объеме экономики и более 60% экспорта. Мечта о наукоемкой экономике, опирающейся на армию высокообразованных ученых, остается мечтой.
Россия распоряжается своими шальными прибылями лучше, чем многие богатые нефтью страны. Но это невысокая планка для государства, которое хочет конкурировать за влияние с Соединенными Штатами.
Комментарии