Россия ввела запрет на экспорт пшеницы. В Европе опасаются, что введенный российским премьер-министром Владимиром Путиным запрет спровоцирует международную продовольственную войну.
Очень характерно, что мы не замечали развития собственного аграрного сектора последние 5-10 лет и, как я часто замечал, многие считают, что сельское хозяйство у нас находится в том же состоянии, что и в советское время, если не в худшем. То есть, общество не заметило превращения сельского хозяйства в прибыльную и экспортную отрасль. Так что ситуация с запретом экспорта зерна застала врасплох всех.
А решение об ограничении экспорта пшеницы – абсолютно правильное. Конечно, оно ударит по мировым рынкам и создаст благоприятные условия для спекулянтов. Как это отразится на ценах – трудно сказать, понятно, что они вырастут, но непонятно, насколько. Запрет ударит и по импортозависимым бедным странам.
Сложившаяся ситуация разрушила миф о вечно спивающейся русской деревне, в которую продукты привозят из Европы и Америки. Теперь важно, чтобы общественное мнение создало постоянную аналитическую инстанцию, которая бы следила за проблемами нашего рынка и его требованиями. Он мощный, но у него есть масса дефицитов: в кредитной политике, инфраструктуре, политическом внимании к этому сектору. Так получилось, что рынок не имеет сильных представителей в общественном мнении, которое воспроизводит карикатуру мужика-горького пьяницы, который не работает – и тогда не понятно, каким образом Россия вышла на первое место в мире среди экспортеров зерна.
Здесь есть обратная сторона, которая состоит в том, что наша деревня, наше сельское хозяйство недообслуживаются ни нашей политикой, ни аналитикой, не имея тех преимуществ, которые имеют другие области промышленности. Необходимо, этот дефицит скорректировать.
Глеб Павловский, политолог, президент Фонда эффективной политики
Источник: Русский обозреватель
Комментарии