В России в среду впервые отмечают День Крещения Руси — новую памятную дату, установленную в день святого князя Владимира, который принес на Киевскую Русь христианство. В Москве главные торжества пройдут на Красной площади, в храме святого князя Владимира на Солянке и на Пушкинской площади. Они начнутся с колокольного звона и торжественной литургии; днём пройдут выставки и ярмарки, а вечером — концерты.Праздник отметят также на Украине. Там богослужение возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Служба пройдет в городе Севастополь на черноморском побережье. Там находится купель, где крестился сам князь, которого народ назвал Красное Солнышко. С инициативой всенародно праздновать день памяти Крестителя Руси выступили в 2004 году ученые из России, Украины и Белоруссии. На Украине его отметят во второй раз.
Русская православная церковь в этот же день чтит память святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в 988 году.
Праздничное хмельное застолье вряд ли соответствует новому празднику. Скорее это повод задуматься не только об историческом выборе предков, но и о собственном жизненном выборе. Именно так поступил более тысячи лет назад великий князь Владимир Святославович. По сообщению летописца, за два года до принятия исторического решения он обратился к изучению основных религий Европы и Западной Азии. Сначала лидер Древней Руси пригласил в Киев мудрецов из разных стран, затем отправил за границу собственных мудрейших послов с целью изучения вер. В результате великий князь получил полное представление об основных, как бы теперь сказали геополитики, типах мировой цивилизации.
Русское посольство, побывавшее в православной Византии, было поражено красотой церковной службы в Софийском соборе Константинополя. «Не знали, где мы были, на земле или на небе»,- доложили они великому князю. По словам древнего летописца, именно это определило выбор князя Владимира в пользу христианства.
Однако рассказывая о тех событиях в «Повести временных лет» монах Киево-Печерского монастыря Нестор не упоминает некоторые существенные детали. Дело в том что в то время на Руси и в самом Киеве уже были христианские церкви, а следовательно, и прихожане, и их пастыри — священники. Православные храмы строила бабушка Владимира великая княгиня Ольга.
Однако христиане на Руси появились значительно раньше. По свидетельству древнегреческих летописей, в середине I века в Херсонес Таврический на рыбацкой шхуне прибыл апостол Андрей Первозванный. Он прошел к устью Днепра и поднялся в Среднее Приднепровье. У подножия Киевских гор, где было тогда несколько русских поселений, он пророчески сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий…» Об этом пишет и русский летописец.
Однако новейшие исторические исследования свидетельствуют о том, что апостол Андрей после этого дошел и до северо-западной Руси. Из Новгорода по реке Волхов он доплыл до Ладожского озера, а потом до Валаама. Андрей Первозванный там благословил горы каменным крестом и обратил в веру обитавших на острове язычников. Об этом упоминается в древнейшей рукописи «Отповедь», хранившейся в библиотеке Валаамского монастыря, и в другом памятнике древности «Вселетник» киевского митрополита Иллариона. На своем пути через всю древнюю Русь апостол крестил тысячи язычников
Продолжателем трудов апостола Андрея Первозванного в Причерноморье стал епископ Рима Климент. Сосланный римским императором Трояном в Херсонес, он несколько лет в конце I-го века был пастырем тысяч крымских христиан. В Крыму до сих пор сохранились наскальные церкви, вырубленные его последователями.
В крещении Руси приняли участие и первые просветители славян братья Кирилл и Мефодий. Они составили в 855 году славянскую письменность, перевели на славянский язык Священное писание и церковные книги. В 861 года братья прибыли в Херсонес и крестили здесь сразу двести человек. Они посетили также древнюю территорию нынешнего Закарпатья, где крестили русинов, а святой Мефодий даже некоторое время проживал в тамошнем монастыре в поселении Грушево. В эти же годы, согласно греческим источникам, крестились в древней Руси и приняли православие киевские князья Аскольд и Дир.
По сути перед великим князем Владимиром, при котором Русь достигла могущества и процветания, стояла задача завершения крещения страны. Изучая веру и обычаи соседних государств, он искал путь развития, наиболее соответствующий духовным устремлениям своего народа. Образцом для него стало православное царство Византии.
«Крещение Руси определило историческую судьбу страны, поэтому эта дата стала государственным праздником. Значимым не только для тех россиян, которые считают себя православными верующими, но для всех россиян, вне зависимости от вероисповедания или религиозной принадлежности», — считает руководитель Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей РПЦ о. Георгий Завершинский:
«Дело в том что крещением Руси был сделан исторический выбор. Он определил развитие страны на многие столетия вперед. Та культура и традиции, которые есть у нас сейчас, — это следствие выбора, сделанного князем Владимиром, — продолжает отец Георгий. — Крещение — это духовное рождение человека. Но в данном историческом контексте это было самоопределение целого народа, сделанное в лице правителя. Крещение — это еще и выбор определённой культурной модели, модели развития народа. Выбор пути развития русской цивилизации. А в каждом индивидуальном случае — это выбор, сделанный человеком, как личностью для того, чтобы построить всю свою жизнь».
Путь к общенациональному празднованию Дня Крещения Руси, который отныне будет отмечаться 28 июля, был открыт в 1988 году. Тогда торжественно отмечали тысячелетие принятия страною христианства. В те дни казалось, что рухнула стена, отделявшая народ от его исторического прошлого. Статус государственного праздника, утвержденный в нынешнем году, свидетельствует о том, что в сознании общества Церковь стала тем, чем она была со времени святого князя Владимира — духовной опорой Отчизны.
Источник: Голос России
Комментарии