О перипетиях судьбы величайшего в мире колокола, который никогда не звонил, «Голосу России» рассказала старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля Инна Костина
Всемирно известный русский Царь-колокол начал свою жизнь 280 лет назад. В 1730 году российская императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Успенского большого колокола.
Правда, этот Царь-колокол в России был не первый. Такое же название носили еще два колокола, отлитые в начале 17 века и в 1654 году. Последний разбился во время пожара 1701 года.
У известного нам Царь-колокола судьба не простая, можно сказать трагичная. Сначала создание нового Успенского большого колокола заказали парижским мастерам. Однако они прислали отказ, мотивируя его тем, что колокол подобных размеров отлить невозможно. Но для русских мастеров, как известно, нет ничего невозможного. И исполнение императорского указа было поручено московскому литейщику Ивану Федоровичу Моторину. Для изготовления Царь-колокола Пушечный двор отправил в переплавку более 600 колоколов и осколки прежнего большого Успенского колокола. Однако первая попытка оказалась неудачной, рассказала «Голосу России» старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля Инна Костина:
«Начатое дело успешно завершил его сын — Михаил Моторин. К 25 ноября 1735 года он создал из 200 тонн колокольной бронзы один из самых известных памятников литейного искусства. Размеры его действительно царские — 6 м 14 см в высоту, и в диаметре — 6 м 60 см. Отливали Царь-колокол в московском Кремле, недалеко от того места, где он стоит сейчас. И первое время Большой Успенский колокол находился в литьевой яме, где производилась его чеканная отделка. Колокол стоял на железной решетке, которая опиралась на дубовые сваи, вбитые в землю», — рассказывает г-жа Костина.
«Над ямой было сделано деревянное перекрытие. В 1737 году во время Троицкого пожара загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом в 11,5 тонн», — продолжает эксперт.
В течение 100 лет Царь-колокол так и оставался в литьевой яме. Но уже тогда, по словам Инны Костиной, к нему не зарастала народная тропа.
В 1836 его все-таки решили поднять наверх. Процедура эта не была легкой. Во время подъёма часть канатов лопнула, и отскочил один из блоков, колокол перекосило. Подъём остановили. Один из рабочих не испугался, спустился в яму и установил под колокол подпорки. Через несколько дней, заменив канаты, подъём продолжили и водрузили Царь-колокол на постамент, созданный по проекту Огюста Монферрана. Как призналась нашему корреспонденту старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля, идея сделать из Царь-колокола архитектурный памятник тоже принадлежала Монферрану.
Несомненно, теперь судьба этого уникального памятника 18 века в руках современных специалистов. И хочется надеяться, что знаменитый Царь-колокол простоит еще не меньше 280-ти лет.
Источник: Голос России
Комментарии