Великий рельсовый путь. На Земле существует 7 чудес света, но можно с полным правом утверждать, что есть еще и восьмое. Это Великий Сибирский рельсовый путь, поистине чудо 20 века

Всего за 10 лет была построена дорога, которая превзошла по надежности и скорости прокладки пути все известные магистрали в мире. Она послужила основой экономического и промышленного подъема всей России, соединив европейскую и азиатскую части страны.

Долгое время единственной транспортной артерией, соединявшей Сибирь с европейской частью России, был Московский, или, как его еще называли, Большой Сибирский тракт.

На рубеже 80-90-х годов 19 века здесь ежегодно перевозилось от 3 до 4 миллионов пудов различных грузов, но он не обеспечивал надежных транспортных связей, а его состояние вызывало критику всей российской общественности. Дорога была сплошь грунтовая, и в период дождей становилась непроезжей. Было очевидным, что Сибири нужна самая надежная по тем временам дорога — железная.

Сибирская железная дорога строилась в трудных условиях. Суровые климатические условия, непроходимые чащобы и топи, реки, бесконечные спуски и подъемы. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малонаселенной или вовсе безлюдной местности. Одним из самых сложных участков строительства, с точки зрения природных условий, был Западно-Сибирский.

Острейшей проблемой также было обеспечение стройки рабочей силой. Малонаселенный край не мог удовлетворить все возрастающий объем работ. Не хватало опытных рабочих, пригодных для специальных железнодорожных работ, — землекопов, плотников, каменотесов, слесарей, кузнецов. Местные жители использовались только как чернорабочие, подавляющее большинство рабочих составляли ссыльные, арестанты и солдаты.

Орудия труда на строительстве дороги будущего были самыми примитивными — топоры, пилы, лопаты, тачки, все в основном для ручного труда. В качестве тягловой силы — лошади. Почти невозможно представить, что такими простыми средствами и за рекордно короткий срок был проложен путь протяженностью 7500 километров. В год укладывалось по 500-600 верст. Таких темпов еще не знала история строительства железных дорог во всем мире.

Одним из первых в ряду первопроходцев стоит Николай Гарин-Михайловский. Он был руководителем сибирской экспедиции и мостового перехода через Обь. Эталон русского дворянина, инженер, писатель. Ему Новосибирск обязан своим рождением, так как участок дороги и моста через Обь выбирал именно он.

В 1900 году Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги были объединены в Сибирскую железную дорогу в границах от Челябинска до Иркутска. В 1915 году дорога была разделена на две — Омскую и Томскую. В это время участковая скорость поездов равнялась 14 верстам в час, а размеры движения составляли всего 3 с половиной пары поездов в сутки.
Но дорога наращивала размеры движения, продолжала строиться и развиваться. По мере развития движения грузооборот быстро рос.

В ходе Первой мировой и Гражданской войн, иностранной интервенции железным дорогам страны был нанесен огромный урон: только на Транссибирской магистрали к 1925 году потребовалось заменить 4 млн шпал, восстановить 167 мостов, 1400 паровозов, 13 тысяч вагонов. На некоторых участках движение было практически парализовано, в том числе и из-за отсутствия топлива. К 1926 году достигли довоенного уровня перевозки грузов и пассажиров, железнодорожный транспорт перестал быть убыточным.

Мощный импульс развитию железнодорожного транспорта в Западной Сибири придало создание на востоке страны второй угольно-металлургической базы.

Первые пятилетки принесли немало трудовых побед западно-сибирским железнодорожникам. Рождались новые железные дороги, реконструировались действующие. К 1 мая 1930 года пущены в строй Туркестано-Сибирская магистраль и Обь-проектная. В эти годы на карте Западно-Сибирской железной дороги появился мощный Инской узел.

Дороге необходимы квалифицированные кадры, технически подготовленные специалисты. В Новосибирске и Омске открываются два высших учебных заведения.

В 1938 году по всей Транссибирской магистрали уложены вторые пути. В последний предвоенный год построены железнодорожные линии «Томск — Асино» и «Мундыбаш — Таштагол». Годом раньше, в 1939 году, сдан в эксплуатацию новый вокзал в Новосибирске — самый большой вокзал Сибири.

Томская и Омская дороги вновь объединились в 1961 году. С этого времени и по сей день, дорога именуется Западно–Сибирской.

Всего Транссибирская магистраль имеет протяженность 9288,2 км — это самая длинная железная дорога в мире.

Источник: МК

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *