Меж Европой и Азией. Александр Невский видел в монголах дружественную силу, которая поможет защитить русскую культурную самобытность от Запада

15 июля исполняется 770 лет со дня знаменитой Невской битвы. Со времен основания Петербурга память о разгроме шведов на невских берегах приобрела сакральное значение — как символическое предвестие будущего появления в этих краях «стольного града», а святой благоверный князь Александр Невский стал одним из небесных покровителей нашего города.

Александру Невскому посвящено немало научных трудов, однако по сей день, оценивая его государственную деятельность, историки высказывают различные точки зрения. Свой взгляд предлагал выдающийся историк, деятель культуры русского зарубежья Георгий Владимирович Вернадский (1888 — 1973) — один из теоретиков евразийства, сын ученого В. И. Вернадского.

Мы предлагаем вашему вниманию сокращенный вариант его статьи «Два подвига святого Александра Невского». Она впервые увидела свет в сборнике «Евразийский временник», напечатанном в 1925 году в Праге, но с тех пор ничуть не устарела, хотя и остается достаточно дискуссионной по своим идеям…

«Подвиг брани Александр свершил на берегах Невы и на льду Чудского озера. Но перед силою Востока Александр действительно счел нужным себя смирить. Мудрость его, по слову летописца, была от Бога; его осторожность была, на самом деле, подвигом смирения.

К XIII веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самое ее существование, своеобразие и самобытность — поставлены на карту. Развернувшаяся на великой восточно-европейской равнине, как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь в XIII веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон — латинской Европы и монгольской Азии.

Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших русских князей этого времени сделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. Однако вся его «большая политика» кончилась неудачею. Результатом были долгие века латинского рабства юго-западной Руси.

Александр Невский выбрал Восток и под его защитою решил отбиваться от Запада. Историческая задача, стоявшая перед Александром, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ.

Спасение православной веры было основным камнем политической системы Александра. Раз основа была неколебимая и прочная, Александр уже не боялся искать любых исторических союзников, чтобы эту основу утвердить.

Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его эпоху основная опасность для православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока; от латинства, а не от монгольства, которое превращало в рабство тело, но не душу. Латинство грозило исказить именно душу.

Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать православную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные.

Мы привыкли ставить знак равенства между понятиями татарин и мусульманин, но первоначальная монгольская волна отнюдь не была мусульманскою. Лишь в 1260 году монголы приняли мусульманство. Их основным принципом была именно широкая веротерпимость, или даже более — покровительство всем религиям. В частности, и православная церковь в России сохранила полную свободу своей деятельности и получала полную поддержку от ханской власти.

С этой стороны Александру Невскому не только не нужно было опасаться монголов, но он мог рассчитывать даже на их помощь. Александр видел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада.

Новгород с остальными русскими городами и землями вошел в подчинение татарской власти. Под прикрытием монгольского мира на Востоке Александр в эти именно годы блистательно отбивал все нападения с Запада.

В 1248 году составлена была папская булла, в которой папа обещал Александру за признание Римского престола помощь в борьбе против татар. С другой стороны, Батый обещал Александру поддержку. По велению Батыя русские земли были распределены между братьями так: Андрею был отдан Владимир, Александру — Новгород и Киев, а в Твери стал княжить Ярослав. Однако Александр потребовал от братьев подчинения. Целью его политики было объединение всей Руси под одним великим князем. Не встречая покорности в братьях, Александр не останавливался перед тем, чтобы смирять их с помощью татар.

Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.

Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот — измельчала, ослабла и обессилела, тогда стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде: православное царство могло быть воздвигнуто прямо и открыто. Тогда политика Александра Невского, естественно, должна была превратиться в политику Дмитрия Донского. Наследием подвигов Александра явилось великое Государство Российское».

Источник:  «Санкт-Петербургские ведомости«, Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *