Деревянные боги отправляются во Францию. Выставка пермской культовой скульптуры в Лионе обещает стать одним из самых значительных событий перекрестного года России-Франции

Деревянные боги с Урала готовятся к путешествию во Францию. Выставка  культовой скульптуры из уральского города Перми в Лионском музее изобразительного искусства (в сентябре) обещает стать одним из самых значительных событий перекрестного года России-Франции.

Собрание Пермской художественной галереи, состоящее из 400 с лишним  экспонатов, прославилось на весь мир. История этой коллекции непростая, в ней немало драматических моментов. Начнем с того, что объемные изображения святых не характерны для восточного христианства. И не раз они попадали под запрет Святейшего Синода.  Местная епархия, правда, весьма своеобразно реагировала на это:  во время визитов епископа духовенство прятало скульптуры в подвал, а потом снова поднимало их в храм. Так до наших дней дошли особо почитаемые в Пермском крае Христос сидящий, Никола Можайский (иначе Николай Чудотворец)… «Такое количество и качество деревянной скульптуры, как у нас,  вы не найдете нигде в нашей стране», — заверила в интервью «Голосу России» заместитель директора Пермской галереи Нина Казаринова:

«Это своеобразный бренд нашего края. Ведь скульптура — это не только памятники, изображения святых. Это целый комплекс, который даже трудно разделить на какие-то составляющие:  духовная жизнь,  верования, типы лиц, которые здесь бытовали и бытуют. Это, наверное, уже из области психологии творчества:  любой портрет в чем-то похож на самого художника. Я, например, видела иконы в Сибири с татарским разрезом глаз у Христа. И если Бог создавал человека по своему образу и подобию, то наши резчики тоже создавали богов по своему образу и подобию! Но при всей выраженности этнической принадлежности, пермская скульптура намного более стилизована и обобщенна, чем католические изображения».

Пермское музейное собрание деревянной скульптуры своим существованием во многом обязано ученому Николаю Серебреникову. В 1920-е годы, когда после революции стали закрываться церкви и монастыри, он  начал собирать уникальные памятники, фактически спасать их. Однако изымать скульптуры оказалось непросто: местное население оказывало сопротивление.

В Пермском крае, куда христианство пришло довольно поздно, тогда еще сохранялись языческие традиции. После церковных обрядов, например, совершались подношения статуе,  богам меняли одежду, башмаки:  они ведь ходят по ночам, чтобы добыть себе пропитание, и обувь снашивается, считали верующие…С каждой  скульптурой, отправляющейся в музей, люди прощались, как с покойником: клали в ящик, подобный гробу, наполняли его стружками, чтобы ей было мягче лежать, а под голову клали подушку.

Конечно, подобные суеверия остались в прошлом,   но предстоящий отъезд коллекции во Францию всё же вызвал беспокойство у горожан. Однажды несколько скульптур пострадали во время транспортировки на выставку в Москву, рассказала Нина Казаринова, так что тревогу людей  можно понять.

«Население Перми, конечно,  всколыхнулось: масса репортажей, масса разговоров — зачем везти во Францию наше самое главное достояние?  Мне кажется, это значит: люди знают и любят галерею. Но беспокойства никакого не должно быть: перевозку будет осуществлять солидная фирма, в прекрасной упаковке с климатконтролем: для каждой скульптуры — специальные футляры из пенопласта, где каждая складочка, каждый пальчик будут иметь свое ложе», — успокаивает Казаринова.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *