Голос России: К работе впервые за последние годы привлечены не «мечтатели-теоретики», а активно «строящие» российские мастера. Девиз Биеннале этого года «Люди встречаются в архитектуре». Своим проектом россияне хотели бы не только ответить на него своим участием, но и воплотить свои идеи в жизнь в одном конкретно взятом городе России. Хватит концептуальных проектов, авторского самовыражения, новизны ради новизны, заявил куратор российского павильона Венецианской Биеннале Павел Хорошилов. Пора повернуться к людям и принести пользу своей стране, добавил куратор.
«Мне кажется, что из всех российских проектов, которые существовали на Биеннале до него, нынешний – единственный, который не фиксирует «социальные заметки по поводу», не оценивает социальную составляющую самого себя, а готов для того, чтобы быть реализованным в конкретном русском городе. Один из неоспоримых признаков новизны здесь то, что по большому счету это модульный проект», – рассказывает Павел Хорошилов.
А значит, многие его элементы могут быть использованы в других населенных пунктах. У каждого российского города, конечно, своя история и свои особенности. Есть они и у города Вышний Волочек на полпути от Москвы до Петербурга, возникшего в древности между тремя близко расположенными друг к другу реками. В этих местах было легко перетащить лодку из одного русла в другое волоком – отсюда и название Волочек. А 300 лет назад Петр I построил здесь уникальную систему водных каналов, благодаря которой очень быстро был построен Санкт-Петербург.
В середине XIX века водная система пришла в упадок, но «русская Венеция», как часто называют Вышний Волочек, не утратила своего значения – повезло, что железная дорога не обошла город стороной: Вышний Волочек преуспевал в торговле, с появлением мощных мануфактур он превратился в промышленный центр. Сегодня, когда многие старые фабрики закрыты и их здания обветшали, вопрос перепрофилирования промышленных сооружений для Вышнего Волочка более чем актуален. Но городу с пятидесятитысячным населением не нужны центры современного искусства или клубы с дискотеками, в которые чаще всего переоборудуют промышленные здания в больших городах. Руководитель проекта известный архитектор Сергей Чобан уверяет, что уже предложены новые решения.
«Мы понимаем, что кроме жилья, отелей, есть большая тема воды и связанных с ней транспортных средств. Здесь нужен Музей водных путей и сообщений, что безумно интересно, поскольку их история – это огромный пласт, который никем не изучен и нигде не показан. Есть тема Парка и Музея техники на базе фабричного пространства и, безусловно, тема возрождения промышленности, например, текстильной. Мы хотим соединить ее с внедрением новых российских брендов моды. Нам кажется, что создание национальных брендов на базе национальной текстильной промышленности в провинции очень перспективно. Наконец, тема Центра фольклора. Вышний Волочек в 2009 году получил гранд президента РФ на изучение русского фольклора в России, и здесь создан мощный культурный центр, в котором к тому же проходит Фестиваль театров малых городов России. Нам кажется, что Центр изучения фольклора может привлечь не только российских туристов, но и иностранных», – заметил Сергей Чобан.
Для реализации проекта «нового» Вышнего Волочка инвесторов пока нет, но они обязательно появятся, уверены архитекторы. И главное для них – не «прогреметь» на Биеннале в Венеции, а увидеть через несколько лет возрожденный Вышний Волочек.
Адрес публикации: http://rus.ruvr.ru/2010/03/09/5128642.html
Комментарии