Внимание экономистов и политиков большинства стран мира в эти дни было приковано к Санкт-Петербургу. В городе на Неве представители бизнес-элиты обсуждали насущные проблемы экономики. Прошли десятки круглых столов и конференций; в павильонах Ленэкспо анализировали, прогнозировали, делились планами, намечали перспективы сотрудничества, подписывали контракты.
XII Международный экономический форум завершил свою работу. На итоговой пресс-конференции глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сказала: «С нетерпением ждем следующий».
Отсчет «новому времени» (а именно так переводится Hyundai) Валентина Матвиенко давала вместе с директором корейского автогиганта. Под Петербургом это будет уже пятый автозавод. Для страны в год — плюс 100 тысяч автомобилей. Это первый итог еще даже не начавшегося форума. О том, что в северной столице собрались производители больше половины ВВП мира, было видно уже с причала. Обсуждать российские проблемы в Лондоне больше не модно — модно в Санкт-Петербурге.
Всю субботу с капитанами мирового бизнеса, коих съехалось 10 тысяч, провел встречу президент Дмитрий Медведев. Ему продемонстировали виртуальный футбол, леску, способную выдерживать центнер и даже говорящий компьютер.
Под звуки нанотехнологичной арфы форум занялся обсуждением мировых проблем, а проблема номер один в мире – по-прежнему финансовый кризис. «Сегодня утром мы проснулись и узнали, что рынки снова упали больше чем на 2 процента, — сообщил министр финансов РФ, заместитель председателя правительства РФ Алексей Кудрин. — Общая капитализация сократилась примерно на 500-600 миллиардов долларов. Я даже думаю, что присутствующие здесь в этом зале лидеры бизнеса потеряли сотни миллиардов долларов».
«Каждое государство защищается по-своему, — рассуждал уже президент. — Но когда исключительно в собственных интересах — это уже эгоизм. За его проявлениями подчас стоит гораздо более жесткая идеология. А именно то, что можно условно назвать экономическим национализмом, при котором прагматические интересы подменяются политическими соображениями. Иллюзией казалось представление о том, что одна страна, даже самая мощная, может взять на себя роль глобального правительства. Более того — именно несоответствие формальной роли США в мировой экономической системе её реальным возможностям и было одной из центральных причин текущего кризиса».
Из этого кризиса нужно извлечь правильные уроки, заключил Медведев. Они и станут «страховочными ремнями» для национальных экономик. У России, которая пострадала гораздо меньше других, есть что предложить. «Россия сегодня — глобальный игрок, — подчеркивает российский президент. — И, понимая свою ответственность за судьбы мира, мы хотим участвовать и в формировании новых правил игры. Причем, не из-за пресловутых имперских амбиций, а именно потому, что обладаем и соответствующими публичными возможностями, и соответствующими ресурсами. Превращение Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля — в одну из ведущих региональных резервных валют — вот это ключевые составляющие, призванные обеспечить конкурентоспособность нашей финансовой системы. И соответствующий план действий будет принят уже в самое ближайшее время».
Президент говорил о необходимости побед, которые достаются преодолением себя. Первый вице-премьер Игорь Шувалов днем позже обозначил пять задач, которые стране нужно решить в ближайшее время. Прежде всего — избавится от комплекса вечно догоняющего. «На протяжении, по крайней мере, последних 300 лет стремление догнать и перегнать Запад является навязчивой идеей российской политической и интеллектуальной элиты, — подчеркнул первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. — На практике это часто оборачивалось не совсем удачным копированием некоторых форм иностранной экономики и иностранного образа жизни, что заведомо обрекало страну на отсталость. Нам нужен прицел на лидерство. Это означает, что мы должны построить экономику, которая бы сама задавала стандарты подражания для других, такую социальную модель, к которой стремились бы другие нации».
Вторая проблема — энергетическая западня, соблазн жить только за счет природного богатства, не развивая технологий. Дальше — проблема кадров и нездоровый образ жизни. Ну и, наконец, — избыточное вмешательство государства в экономику. В аудитории, где 90 процентов бизнесмены, эти слова произвели эффект. «Уже в ближайшее время мы, во-первых, проведем ротацию совета директоров компаний, на 100 процентов принадлежащих государству, — обещает Игорь Шувалов. — Максимально устраним оттуда чиновников, заменив их на профессионалов. Мы также внедрим современные формы корпоративного управления в государственных корпорациях. Государство будет концентрироваться на решении только самых важных задач, только тех задач, где мы сможем быть эффективными».
Каждые несколько минут в павильонах звучало — «подписывается соглашение». У Красноярска скоро будет свой международный аэропорт, у «Боинга» и «Сухого» — новое совместное производство. Российскую нанокорпорацию пополнят инвестициями «Интел» и «Майкрософт». «Президент ставил очень яркий фокус и во время предыдущих выступлений — на инновации, инфраструктуру, институты и инвестиции, — заметил глава представительства компании «Майкрософт» в России Стен Бергер. — И эти четыре «и» были ярко видны во время сегодняшнего выступления, что мы считаем очень хорошо, потому что это фокус на развитие именно тех вещей, которых не хватало для экономического развития страны».
Сам Дмитрий Медведев к четырем «и» добавил пятую — «интеллект». За интеллектуальный прорыв он вручил сразу три премии. Лауреатами «Глобальной энергии», которая по значимости уже недалеко от Нобелевской, стали два россиянина и профессор из Канады. «Как говорил Конфуций, «того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности», — вспомнил Дмитрий Медведев. — Ну, так и происходит обычно в жизни. И сегодня крайне важно суметь заглянуть за горизонты уже достигнутого, найти качественные пути решения таких обостряющихся проблем, как исчерпание углеводородных источников и энергетическая бедность».
Академик Олег Фаворский награжден за создание от такой мобильной электростанции, которую можно использовать в любой точке мира. А Эдуард Волков и Клемент Боуман научились синтезировать нефть, что сейчас весьма актуально. Причем, каждый по-своему.
Произошло на форуме и еще одно знаковое событие — открылась Петербуржская международная товарно-сырьевая биржа, где будут торговать российскими нефтью, газом и продуктами из них. Естественно, за российские рубли — как и должно быть в уважающей себя стране.
Экономические итоги этого форума еще предстоит подвести. К десятку миллиардов рублей, о которых договорились в эти выходные, добавятся не меньше — по контрактам, которые подпишут по «горячим следам», а вот политический вывод ясен уже сейчас: в современном мире глобальные и национальные интересы настолько переплетены, что отстаивать одни в ущерб другим, это значит — только плодить новые мировые кризисы.
Комментарии