«Русское Возрождение» в тысячелетнем Ярославле. Патриарх Кирилл провел церемонию освящения Успенского собора в Ярославле

© Фото: ru.wikipedia.org/ Ghirla /cc-by-sa 3.0

Великолепным завершением празднования 1000-летия российского города Ярославля стало торжественное освящение  возрожденного Успенского собора — главного храма Ярославля (12 сентября). Эту церемонию провел глава Русской православной церкви патриарх Кирилл. В освященном соборе патриарх, кроме того, открыл выставку «Русское Возрождение», представляющую произведения современного православного искусства.

«Именно в Успенском соборе должна была состояться эта выставка, — считает ее куратор Юлия Белова, — ведь в  воссозданном храме мы показываем возрожденное искусство».

«Идея этой выставки родилась полтора года назад. Мы тогда обсуждали возможности экспонирования икон-копий, которые были созданы в мастерской «Ковчег», — рассказывает куратор. — Эти иконы происходили из разрушенного Успенского собора, в советский  период они хранились  в фондах Ярославского художественного музея. И в преддверии празднования тысячелетнего юбилея города  Министерство культуры инициировало создание копий с этих икон для передачи в воссозданный Успенский собор. Это две крупные иконы, каждая размером 197 на 140 сантиметров, с большим количеством клейм. Одна повествует о чудесах Богоматери Толгской. Другая икона  посвящена Богоматери Ярославской».

«Однако не только иконы экспонируются на выставке «Русское Возрождение», — добавляет Юлия Белова. — Мы хотели показать разные произведения мастеров современного православного искусства.   Мне лично нравятся  работы ярославской ювелирной мастерской «Карат-плюс», вышитые иконы и церковное шитье — плащаницы —  известной московской вышивальщицы Марины Амировой. Конечно, нам был приятно, что свои работы — горячие эмали на библейские темы дал президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Мы показываем современное православное искусство очень разнопланово».

Монументальные полотна Александра  Корноухова, фрагменты фресок  Евгения Максимова и даже  фотопанно академика Российской академии художеств Николая Мухина. Жанр фотопанно — единственно возможный для проекта Мухина, ведь он демонстрирует церковные росписи, выполненные не только в России, но и в Сербии, Болгарии. А вообще Николай Мухин — признанный иконописец, он занимался церковной живописью еще при советской власти, что было небезопасно. Но только после развала Советского Союза, вспоминает Николай Мухин, он получил возможность официально открыть школу-мастерскую «Ярославская икона», первую в России.

«Мы создали предприятие, задачей которого было помогать Ярославской епархии в возрождении порушенных храмов, в написании икон, а также учить художников, — говорит Николай Мухин. — Я принимал в мастерскую художников, закончивших училище или институт, и учил их писать иконы,  заниматься настенной живописью. В то время это нигде не преподавали. Первым объектом был Толгский монастырь в Ярославле, где мы попытались сделать  свои росписи рядом с росписями XVII века, чтобы они органично туда вписались.  А дальше, когда работы в Толгском монастыре получили высокую оценку специалистов, к нам стали обращаться из разных епархий, из разных стран».

Вероятно, художники мастерской «Ярославская икона» примут участие и в росписи возрожденного Успенского собора. Правда, это случится лет через пять. По всем законам, перед росписью реконструированное здание должно «выстояться». А пока строители займутся установкой иконостаса и возведением колокольни. Главный храм Ярославля, открытый в тысячелетний юбилей города, обретает новую, долгую жизнь.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *