© Фото: ru.wikipedia.org/ Ghirla /cc-by-sa 3.0
Великолепным завершением празднования 1000-летия российского города Ярославля стало торжественное освящение возрожденного Успенского собора – главного храма Ярославля (12 сентября). Эту церемонию провел глава Русской православной церкви патриарх Кирилл. В освященном соборе патриарх, кроме того, открыл выставку «Русское Возрождение», представляющую произведения современного православного искусства.
«Именно в Успенском соборе должна была состояться эта выставка, – считает ее куратор Юлия Белова, – ведь в воссозданном храме мы показываем возрожденное искусство».
“Идея этой выставки родилась полтора года назад. Мы тогда обсуждали возможности экспонирования икон-копий, которые были созданы в мастерской «Ковчег», – рассказывает куратор. – Эти иконы происходили из разрушенного Успенского собора, в советский период они хранились в фондах Ярославского художественного музея. И в преддверии празднования тысячелетнего юбилея города Министерство культуры инициировало создание копий с этих икон для передачи в воссозданный Успенский собор. Это две крупные иконы, каждая размером 197 на 140 сантиметров, с большим количеством клейм. Одна повествует о чудесах Богоматери Толгской. Другая икона посвящена Богоматери Ярославской”.
“Однако не только иконы экспонируются на выставке «Русское Возрождение», – добавляет Юлия Белова. – Мы хотели показать разные произведения мастеров современного православного искусства. Мне лично нравятся работы ярославской ювелирной мастерской «Карат-плюс», вышитые иконы и церковное шитье – плащаницы – известной московской вышивальщицы Марины Амировой. Конечно, нам был приятно, что свои работы – горячие эмали на библейские темы дал президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Мы показываем современное православное искусство очень разнопланово”.
Монументальные полотна Александра Корноухова, фрагменты фресок Евгения Максимова и даже фотопанно академика Российской академии художеств Николая Мухина. Жанр фотопанно – единственно возможный для проекта Мухина, ведь он демонстрирует церковные росписи, выполненные не только в России, но и в Сербии, Болгарии. А вообще Николай Мухин – признанный иконописец, он занимался церковной живописью еще при советской власти, что было небезопасно. Но только после развала Советского Союза, вспоминает Николай Мухин, он получил возможность официально открыть школу-мастерскую «Ярославская икона», первую в России.
“Мы создали предприятие, задачей которого было помогать Ярославской епархии в возрождении порушенных храмов, в написании икон, а также учить художников, – говорит Николай Мухин. – Я принимал в мастерскую художников, закончивших училище или институт, и учил их писать иконы, заниматься настенной живописью. В то время это нигде не преподавали. Первым объектом был Толгский монастырь в Ярославле, где мы попытались сделать свои росписи рядом с росписями XVII века, чтобы они органично туда вписались. А дальше, когда работы в Толгском монастыре получили высокую оценку специалистов, к нам стали обращаться из разных епархий, из разных стран”.
Вероятно, художники мастерской «Ярославская икона» примут участие и в росписи возрожденного Успенского собора. Правда, это случится лет через пять. По всем законам, перед росписью реконструированное здание должно «выстояться». А пока строители займутся установкой иконостаса и возведением колокольни. Главный храм Ярославля, открытый в тысячелетний юбилей города, обретает новую, долгую жизнь.
Источник: Голос России
Комментарии