Кадр из м/ф «Война усачей с рогачами». © Фото: tp720volt.narod.ru
Рождение русской мультипликации принято связывать с появлением в 1912 году кукольного фильма из жизни жуков – «Война усачей с рогачами». Недавно выяснилось, что первая анимация в России вышла еще в 1906 году, причем автором ее был балетмейстер петербургского Мариинского театра.
Век минул, по всеобщему признанию – славный век, на протяжении которого несколько десятков мультфильмов вошли в классику мировой анимации. К началу второй сотни лет обнаружились и большие потери: с распадом Советского Союза растаяла мощная господдержка мультипликации, пришла в упадок главная студия страны «Союзмультфильм»», режиссеры-аниматоры всё чаще стали работать в полном одиночестве на свой страх и риск.
На российские экраны хлынул поток зарубежных анимационных картин. У многих создается ощущение, что русская анимация окончательно потеряла своего зрителя.
Член жюри фестиваля в Суздале режиссер-аниматор Игорь Ковалев замечает: «Мне всегда задают вопрос, а почему русская анимация не развивается? Это неправда: развивается, только очень медленно».
«Намного больше продукции делается за границей, в той же Америке. Телевизионные сериалы, полнометражные фильмы – там целая индустрия. Это отдельная история, почему у нас не делают сериалы, почему не снимают «полный метр». Это связано и с деньгами, и с культурной политикой и так далее. Вот наши дети и смотрят зарубежную анимацию больше, чем свою».
Когда появляются такие трогательные, забавные, увлекательные российские мультсериалы, как, например, «Смешарики», то они мгновенно становятся популярнейшими у детской аудитории.
Художественный руководитель программы «Смешарики» Анатолий Прохоров уверен:
«Надо перестать говорить о возрождении «легендарной советской анимации», надо говорить об анимационной индустрии. Анимационное искусство у нас есть, а индустрии никогда не было и ее надо создавать».
С этой точкой зрения создатели «легендарной советской анимации» не согласны. Выдающийся мастер Юрий Норштейн, чей «Ежик в тумане» получил международное признание как «лучший фильм всех времен и народов», скептически относится к постановке искусства «на поток». Об американской анимационной индустрии он говорит так:
«Американские фильмы очень профессиональны и с точки зрения технологии сделаны практически безупречно. Мне представляется, что когда внимание уделяется технологии, то теряется нечто более важное».
Художественные позиции создателей российской анимации разные, но в вопросах финансирования они едины: мультипликации в России нужны значительные ресурсы.
По самым скромным подсчетам современный эконом-бюджет полнометражного мультфильма в 3D достигает 5-6 миллионов долларов.
«В России это абсолютно нереально», – уверяет один из самых коммерчески успешных российских режиссеров Тимур Бекмамбетов, снимающий кино в Голливуде:
«Просто запустить процесс производства трехмерного мультипликационного фильма в России – это серьезная задача, которая «сожрет» все ресурсы, какие только есть. Если один фильм запустится, то для остальных фильмов уже не будет специалистов».
Надежды связаны с тем, что в нынешнем году на мультипликационное кино в России выделен беспрецедентно высокий специальный бюджет – полтора миллиарда рублей.
Режиссеры надеются, что он будет разделен поровну между так называемой зрительской и авторской анимацией. Ведь, как показал фестиваль в Суздале, своя преданная публика есть и у того, и у другого направления.
Фестиваль в Суздале, кроме всего прочего, сформировал «Золотую сотню» мультфильмов, украшающую век российской анимации. Возглавил ее фильм мэтра советской мультипликации Эдуарда Назарова «Жил-был пес», который вот уже 30 лет вызывает у публики смех до колик.
Источник: Голос России
Комментарии