Международная театральная премия имени Станиславского объявила своих новых лауреатов
Награду в самой почетной номинации — «За вклад в мировой театр» — получит выдающийся французский режиссер, создатель знаменитого парижского «Театра Солнца» («Le Théâtre du Soleil») Ариана Мнушкина.
Учрежденная в 1994 году в Москве, ежегодная Премия Станиславского носит имя великого русского режиссера-реформатора и, как правило, поощряет «верных представителей психологического театра». Однако в случае с 72-летней Арианой Мнушкиной эта традиция нарушена, считает председатель жюри премии Алексей Бартошевич. «У Арианы Мнушкиной есть только одна нить, связующая ее с русской театральной традицией: ее отец был выходцем из России, ставшим впоследствии крупнейшим американским кинопродюсером. Что же касается корней ее творчества, то это западная, преимущественно французская традиция«, — утверждает Алексей Бартошевич в интервью «Голосу России».
«Я видел несколько спектаклей Мнушкиной, — говорит Алексей Бартошевич. Она – явление. Она создала целую эпоху в европейском театре, и кроме того она замечательно интересная личность. Мнушкина — режиссер крупной формы, зрелищного театра, любит ставить в больших пространствах. С конца 60-х годов она резко выдвинулась в первые ряды мировой режиссуры благодаря спектаклю «1789 год», сделавшему ее знаменитой. Это был спектакль о Французской революции, в котором исторические события интерпретировались в стиле народно-площадного представления.
Далее она выпускала одну за другой замечательные постановки. У нее был спектакль о современных политических проблемах в форме комедии дель арте — «Золотой век». Потом она обратилась к Востоку и до сих пор интересуется всякого рода внеевропейскими традициями. Например, поставила «Двенадцатую ночь» Шекспира в формах старинного индийского театра, хроники Шекспира — в формах японского театра Но, а действие мольеровского «Тартюфа» перенесла в современную мусульманскую среду.
И вот совсем недавно Мнушкина выпустила спектакль «Мимолетности», в котором условность формы соединяется с тончайшим, совершенно в духе Московского художественного театра психологизмом. Но не из-за этого спектакля Мнушкина получила нашу премию. Премия Станиславского не обязательно предполагает какие-то формы традиционного театра. Станиславский и сам не был режиссером только психологического театра — он был очень многообразный художник. Мнушкина получила премию как один из самых крупных режиссеров современного мирового театра».
В Москве Ариана Мнушкина была в 1998 году, когда представляла свой спектакль «И вдруг ночи стали бессонными» на Международном театральном фестивале имени Чехова. Это был как всегда масштабный, политический, «внеевропейский» по теме спектакль: история конфликта тибетского театра с китайским руководством, не слишком, кстати, понятая московской публикой. «Мнушкина всегда была политически ангажированной, — замечает Алексей Бартошевич. — Она – левая, но не «страшно левая», а в том благородном европейском смысле слова, в котором многие западные интеллигенты причисляют себя к антибуржуазному крылу». О своей антибуржуазности Ариана Мнушкина, кстати, говорила сама, будучи на гастролях в Москве:
«О каком обществе мы мечтаем как об идеальном? Можно прибегать к понятиям философским, политическим, нравственным, но ты либо говоришь, что доволен миром в том виде, в котором он навязывается тебе, либо думаешь, что все же остается некая идея того, как можно улучшить мир, сделать его более расположенным к человеку. Мне кажется, что человек, который хорошо чувствует себя в обществе потребления, вряд ли почувствует себя уютно в «Театре дю Солей», где главное — это требовательность, где очень невысокие зарплаты и очень высокие требования к работающим. Едва ли ему было бы комфортно среди нас».
Московская критика окрестила Ариану Мнушкину, нового лауреата Международной премии Станиславского, «режиссером-воином». 15 ноября в Москве состоится вручение этой премии.
Источник: Голос России
Комментарии