Более 400 ученых, экспертов и политиков приполярных стран приедут в Россию на 2-й международный форум «Арктика – территория диалога»
Он пройдет в Архангельске с 21 по 24 сентября. Интерес к Арктике в мире растет прямо пропорционально стремительному таянию льдов в Северном Ледовитом океане. Прежде недоступный регион открывается для добычи полезных ископаемых на шельфе, перевозки грузов, рыболовства и туризма.
По оценкам ученых, к 2030 году льды в Северном Ледовитом океане растают, и путь к арктическим богатствам будет открыт. 30% неразработанных запасов газа и 13% нефти на планете лежит за границами полярного круга. На доступ к этим сокровищам, помимо пяти прибрежных государств – США, Канады, Дании, Норвегии и России, – претендуют еще более 20 стран.
У России, крупнейшей арктической страны, большие планы по освоению Северного Ледовитого океана. Арктическую зону к 2020 году планируется превратить в стратегическую ресурсную базу, рассказывает эксперт Института проблем нефти и газа РАН, профессор Василий Богоявленский:
«В основном разведана западная часть российской Арктики – Баренцево, Печорское и Карское моря. Здесь открыт ряд уникальных месторождений нефти и газа и уже начинается их серьезное освоение. Сейчас на Приразломное месторождение буксируют буровую платформу, которая так и называется «Приразломная». Скоро она прибудет на место, и начнется подготовка к бурению эксплуатационных скважин. Планируется, что к концу года будет добыта первая тонна нефти».
Доступ к арктическим кладовым облегчит Северный морской путь, который проходит вблизи российских сухопутных границ. К тому же это кратчайший путь из Европы в Азию. В частности, из Гамбурга (Германия) в Иокогаму (Япония) по Севморпути 12 тысяч км, а через Суэцкий канал — 20,5. Такая разница в расстояниях экономит судам по 13 дней хода, а значит, и до 300 тыс долларов за рейс. Экспериментальные проходы судов по Севморпути уже начались, в этом году подано 12 таких заявок. По оценкам экспертов, объем грузопотока по этой транспортной артерии в 2012 году может превысить 5 млн тонн, а в перспективе увеличиться более чем в 10 раз. Таким образом, эффект от освоения Северного морского пути будет сравним с появлением Панамского и Суэцкого каналов.
Развитию арктической транспортной системы будет посвящен и предстоящий форум в Архангельске. На нем обсудят актуальные проблемы морского судоходства и развития транспортных узлов, обеспечения безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в Арктике.
Эффективное освоение Арктики невозможно без международного научного сотрудничества, убежден участник форума, замдиректора Института географии РАН, профессор Аркадий Тишков:
«Приоритет современного развития заключается не в том, чтобы любой ценой взять те богатства, которые открыты и будут открываться в Арктике, а потом уйти из этого неблагоприятного для жизни человека региона. А в том, чтобы обеспечить его устойчивое развитие. Набор основных элементов будущего развития Арктики – углеводороды, биоресурсы, сохранение окружающей среды, решение транспортных проблем, – это четыре кита. Но самое главное — регион очень слабо исследован. На первое место должно выходить международное сотрудничество в области исследования Арктики. Сейчас не хватает сил, средств и мощностей для осуществления мониторинга состояния Арктики в связи с изменениями климата, хозяйственным освоением территории, поведением морских льдов и ледников. Пока исследуются маленькие точечки в районах полярных станций и местах работы экспедиций. Есть регионы в Арктике, которые не посещались людьми столетия».
Приоритет научных исследований при освоении Арктики для всех стран должен быть очевиден, считает ученый. Изменение климата вместе с загрязнением окружающей среды подвергают уникальную экосистему опасности. Поэтому все реализуемые здесь крупные проекты обязаны проходить экологическую экспертизу. И только тогда, благодаря совместным усилиям государств региона, удастся сохранить хрупкую природу Арктики.
Источник: Голос России
Комментарии